Социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях

Развитие образования » Методика работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях » Социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях

Страница 2

Работа социального педагога в летних оздоровительных лагерях имеет свои особенности, связанные со стоящими перед ним задачами: укрепления здоровья детей, отдыха и воспитания в разнообразной увлекательной дли них деятельности, организуемой на основе ребяческого самоуправления. В лагерях отношения взрослых и детей строятся на основе взаимопонимания и сотрудничества. В лагерь собираются воспитанники разного возраста и социального положения (в том числе дети из приютов, детских домов, школ-интернатов, из многодетных семей, из семей «группы риска»). Все это предполагает очень хорошую подготовленность социального педагога к работе в летнем оздоровительном лагере. Он должен знать нормы питания, инструкции по организации многодневных походов, игр и купания, по предупреждению несчастных случаев, оказанию медицинской помощи.

Принято считать, что лагерь начинается с вожатого. [9] Чтобы справиться с массой поставленных задач, следует основательно разобраться в компетенции многочисленных служб и должностных лиц, обеспечивающих функционирование детского лагеря. Прибыв в лагерь, первым делом необходимо выяснить места расположения всех служб, начиная от электриков, сантехников и заканчивая начальником. Можно взять с собой на экскурсию и детей: им тоже нужно привыкнуть к территории, узнать, где находятся столовая, помещения для занятия кружков, медпункт и т. д. К тому же это отличный способ и вам познакомиться с детьми, и им начать узнавать друг друга. Знакомство будет главной целью в первый вечер. Если в отряде есть воспитанники из одного детского дома или интерната, знакомиться предстоит с уже сложившимся коллективом. Чтобы завоевать симпатию детей, можно рассказать им о себе. Надо постараться разобраться в иерархии этого маленького коллектива, «вычислить» лидеров и «ведомых», понять, на кого можно будет опереться. Когда социальный педагог познакомиться с детьми, можно вместе подумать о плане занятий – и на ближайшие дни, и на всю смену: больше всего детям нравиться дело придуманное ими самими.

Очень важно как можно быстрее запомнить их имена. Любить детей мало – надо им нравиться. Здесь надо соблюдать правило «быть рядом, но чуть-чуть впереди» - общение на равных, но с определенной дистанцией. справедливо заметил А.С. Макаренко: дети уважают не тех, кто всячески демонстрирует свою любовь к ним, а тех, кто хорошо и уверенно делает свое дело и того же требует от других [30].

Не заводите любимчиков: дети чувствуют это очень остро и иногда даже замечают это раньше, чем вы сами поймете, что кому-то уделяете больше внимания, чем остальным [9].

Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, педагогу нужно как можно больше узнать о своих непосредственных воспитанниках. Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, т. е. провести педагогическую диагностику личности детей, с которыми ему предстоит вместе всю летнюю смену. Дело это усложняется тем, что времени, которое есть, например, в школе, у социального педагога в лагере нет. Поэтому он должен освоить приемы экспресс диагностики, т. е. для педагога годятся только те методы и методики, которые позволяют оперативно получить необходимую информацию о детях, быстро обработать и проанализировать ее. Однако быстрота не должна сказываться на качестве, просто он должен четко определить, что действительно нужно знать ему о своих воспитанниках и какими уже известными и разработанными приемами сбора и фиксации этой информации лично удобнее воспользоваться.

Разумеется, основным диагностическим методом в практике социального педагога должно быть наблюдение за поведением, деятельностью, поступками, общением и временными психическими состояниями детей в процессе их естественной жизни в лагере. Как писал Юзефавичус Т.А. [41]: он многое увидит и поймет в процессе непосредственного общения и совместной деятельности с детьми, в которых они раскрываются, естественно проявляя себя.

Страницы: 1 2 3 4 5

Методы семейного воспитания в концепции В.А. Сухомлинского
Проблема «отцов и детей «во все времена, во все эпохи стояла особо остро. Взаимоотношениями поколений всегда интересовались педагоги, поэтому в современной теории воспитания существует раздел – семейное воспитание. В своей работе я хотел бы рассмотреть теорию современного семейного воспитания и най ...

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов
Важной формой обучения в вузе является самостоятельная работа, которую организует, направляет и оценивает преподаватель. Это, вполне понятно, так как без этого невозможно решить задачи ни специальной, ни общенаучной подготовки будущих специалистов. Под самостоятельной работой иногда понимают не тол ...

Преимущество деятельностного метода обучения Петерсон Л.Г
Основателем деятельностного метода является Петерсон Людмила Георгиевна, российский педагог, доктор педагогических наук, директор центра «Школа 2000». Научной психолого-педагогической базой работы Центра является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000 .», получившая в последние го ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru