Специальная педагогика

Развитие образования » Специальная педагогика

Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств.

Проститутки Красное село

Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей.

Как научная дисциплина наряду с обще педагогически ми терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике.

В США понятие включает образование всех детей, отличающихся от общепринятой нормы, в том числе одаренных.

2. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

Термин "дефектология" происходит от лат. (недостаток) и греч. 1о%о5 (слово, учение). Использовался в нашей стране на протяжении 70 лет в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования лиц с отклонениями в развитии.

За рубежом вместо понятия "дефектология" применяются более ограниченные понятия "специальное обучение" и "лечебная педагогика", имеющие главным образом практическую направленность.

Основные области дефектологии:

• сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих, глухонемых и слабослышащих);

• тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и); олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых)

• логопедия (теория и практика преодоления нарушений развитие речи).

Становление и научное оформление дефектологии связано с развитием педологии, обогатившей педагогику концепция всестороннего изучения развивающейся личности ребенка.

3. Коррекционная педагогика — отрасль педагогической науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы" и средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. Термин "коррекционная педагогика" введен в начале 90-х гг. XX в. в качестве альтернативы понятию "дефектология". По мнению Н.Д. Никандрова и Г.Б. Корнетова, в современной России коррекционной педагогикой именуются в совокупности дефектология и ее составляющие.

4. В определении понятия лечебной педагогики среди специалистов до сих пор нет единого мнения.

С.А. Козлова и Т.А. Куликова называют лечебной педагогикой интегрированную медико-педагогическую науку, основным пред- е мегом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. -Л

"3 Проблема щадящих педагогических технологий возникла в связи с ростом заболеваемости среди детей школьного возраста,': проникновением в школьную среду таких негативных явлений, как наркомания и токсикомания.

Существует также толкование термина "лечебная педагогика" как лечение больных педагогическими методами. Однако Ю.В. Морозова считает, что оно устарело, не отражает сущности изучаемой предметной области и поэтому мало употребляется в современной отечественной педагогической науке.

Условия развития воли младших школьников средствами подвижных игр
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно во ...

Характеристика детей с задержкой психического развития
В отечественной коррекционной педагогике понятие " задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депри ...

Содержание и значение клинических основ специальной педагогики
1. Клинические основы специальной педагогики — это совокупность основных знаний медицины и биологии человека (Б.А. Архипов). Они позволяют: увидеть биологические и социальные причины возникновения отклонения и развитии; понять сущность повреждений в организме и особенности развития ребенка с отклон ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru