Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Развитие образования » Формирование элементарных математических представлений у детей раннего детства » Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Страница 1

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста в условиях общественного воспитания.

Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:

-научное обоснование программных требований к уровню раз вития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;

-совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;

-разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;

-разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;

-разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Ее основные элементы — цель, содержание, методы, средства и формы организации работы — теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловливают друг друга. Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она социально детерминирована и носит объективный характер. Детский сад выполняет социальный заказ общества, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.

Обучение и развитие находятся в диалектической связи. Опираясь на наличный уровень развития, обучение должно несколько опережать его. Это значит, что в процессе обучения необходимо ориентироваться не только на то, что способен делать сам ребенок, но и на то, что он может сделать при помощи взрослых, под их руководством. То, что ребенок недавно мог делать с помощью взрослого, через некоторое время в результате обучения выполняется им самостоятельно. «Зона ближайшего развития» становится «актуальным» уровнем развития.

Однако до сих пор и в теории, и на практике не изжило себя полностью мнение, что, чем меньше возраст ребенка, тем меньше вмешательства должно быть в процесс его развития. Считается, что приобретение количественных, пространственных, временных представлений совершается само собой, стихийно в повседневной жизни и разнообразной деятельности детей. Существуют попытки жестко определять возрастные возможности в усвоении знаний, отрицать программность обучения маленьких детей. Так, швейцарский психолог Ж. Пиаже считает большой ошибкой думать о том, что ребенок воспринимает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. По его мнению, эти понятия формируются у ребенка самостоятельно и спонтанно.

Продуктивный подход к решению этой задачи сложился в советской педагогике и психологии на основе данных многочисленных исследований. Он заключается в следующем: в условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности детей, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях. Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием элементарных математических представлений и логических операций. При таком подходе не игнорируется стихийный опыт и его влияние на развитие ребенка, но ведущая роль отводится целенаправленному обучению.

Страницы: 1 2 3 4

Методики исследования мотивации учения и мышления младших школьников
Для исследования мотивации учения была использована анкета Н.Г. Лускановой. Цель: определение уровня школьной мотивации. Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. ...

Особенности военно-патриотического воспитания молодежи
Каждый человек отличается большой любовью к своей Родине - государству трудящихся и выражают эту любовь в конкретных делах, направленных на укрепление ее славы и могущества. Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, пр ...

Сущность познавательного интереса в учебном процессе
Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, приобретению знаний, к науки. Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания: ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремится прони ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru