Эволюция системы школьного исторического образования в Российской федерации

Развитие образования » Основные тенденции развития института образования в современной России » Эволюция системы школьного исторического образования в Российской федерации

Основные изменения российской системы школьного исторического образования, её сложная трансформация от “советской” к “постсоветской” модели произошли в 1990-е гг. и по времени совпали с процессом становления новой российской государственности.

Но и в начале XXI в. многие проблемы ещё ждут своего решения. С 2009 г. ситуации, связанные с введением ЕГЭ по истории в штатный режим, в определённом смысле выявили и обострили проблемы, которые существуют в сфере исторического образования.

Изменения в исторической науке в этот период можно определить как “смену научной парадигмы”. Некоторые историки, в том числе сторонники “постмодернизма”, считают, что процессы в развитии исторической науки в конце XX в. можно классифицировать как революционные.

Однако изменения в системе школьного исторического образования в Российской Федерации в этот период по своим масштабам имели ещё более глубокий и проблемный характер.

В этот период в результате усилий Министерства образования РФ и педагогической общественности была создана новая постсоветская система школьного исторического образования, построенная на иной, чем в СССР, идеологической основе, с иными целями и задачами, иными требованиями к учащимся и педагогам.

Характерными чертами этой новой отечественной системы исторического образования можно считать:

• ликвидацию марксистско-ленинской идеологической основы системы образования;

• придание системе образования относительно демократического и открытого для общественности характера вместо существовавшего ранее “закрытого”, ведомственного подхода;

• становление государственно-общественного механизма управления системой образования (а не ведомственного, как было в советскую эпоху);

• обеспечение принципа регионализации и децентрализации образования вместо унификации и централизации;

• признание идеи вариативности образования как ценности, отвечающей гуманистической сущности человека;

• признание поликультурности, многонациональности и поликонфессиональности российского общества как фундаментальных факторов, которые должны быть отражены в системе исторического образования.

Разумеется, далеко не все названные выше черты получили последовательное развитие и воплощение в деятельности конкретных образовательных учреждений. Вместе с тем новое качество системы школьного исторического образования к концу ХХ в. стало реальностью, которую трудно оспаривать. Так, например, фактор поликультурности и многонациональности российского общества стал основанием для разработки концепции государственного образовательного стандарта, построенного на сочетании федерального и регионального (национально-регионального) компонентов.

В начале XXI в. постепенно сформировались новые требования к работе учителя истории, обусловившие теоретические и практические подходы к подготовке и повышению квалификации учителей. Однако и сегодня ещё преждевременно утверждать, что в Российской Федерации завершился процесс формирования новой системы исторического образования.

Целый ряд претензий и пожеланий можно высказать в адрес учреждений высшего педагогического образования, которые всё еще продолжают подготовку педагогов преимущественно в традициях классической предметной (“знаниевой”) парадигмы, монокультурного и моноперспективного подходов, хотя в современном мире в образовательных системах всё более укрепляются позиции компететностной парадигмы, поликультурности и многоперспективности как базовых принципов образования.

Учитывая мировую тенденцию, направленную к внедрению непрерывного педагогического образования, педагогические вузы и учреждения системы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) постепенно определяют свою специфическую роль в этом процессе, формулируют ценностные, целевые и содержательные ориентиры своей образовательной деятельности, а также обусловленные ими содержание, формы и методы реализации образовательных программ, нацеленных на подготовку и повышение квалификации учителей истории. Однако практика показывает, что эти процессы происходят медленно и болезненно.

Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности
В данной главе представлены теоретические сведения о портретной зарисовке, посвященной личности учителя, которые были положены в основу экспериментальной части работы. Изучение научной литературы, анализ текстов-образцов (опубликованных и взятых из реальной речевой практики) проводилось в связи с н ...

Задачи воспитания в семьях, где есть дети-инвалиды
Нельзя изучать ребёнка с ограниченными возможностями в отрыве от семьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи «ребёнок — мать — семья» (мать — отец, мать — ребёнок — инвалид, мать — здоровый ребёнок, отец — ребёнок-инвалид, отец — здоровый ребёнок, ребён ...

Семинарские и практические занятия высшей школе
Семинары. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагае ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru