Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Развитие образования » Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения.

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего и начала младшего дошкольного возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений в возрасте 2-4 лет: ЗРР, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи. В связи с недостаточной дифференцированностью диагностики этих нарушений в данной работе использован общий эмпирический диагноз - ЗРР, который наиболее широко распространен сегодня в представленной возрастной группе.

Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи, такие как О.С.Ушакова, А.Н.Корнев, В.М. Акименко, А.Г.Арушанова и др., выражают озабоченность увеличением числа детей с недоразвитием речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной , С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов.

Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение малых фольклорных форм . По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.

В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.И. Политова, Н.П. Кузьмина, А.В. Соболева и др. Л.И. Павловой сформулированы некоторые принципы и методы работы с детьми раннего возраста в цикле статей «Фольклор для маленьких». Методика знакомства старшего дошкольного возраста с фольклорным материалом описана М.Ю. Новицкой. Д.Л. Сергеева изучала тему «Малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников».

Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием.

Известно, что ранний и младший дошкольной возраст- это период интенсивного овладения языком, поэтому психологическое исследование коррекционного воздействия малых фольклорных форм на речевое развитие ребенка имеет чрезвычайно актуальное значение.

Цель исследования: изучение особенностей развития речи детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития для определения коррекционной работы по восстановлению речи.

Объект исследования: речь детей четвертого года жизни.

Предмет исследования: особенности развития речи детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.

В качестве гипотезы мы предполагаем, что использование в работе по развитию речи с детьми четвертого года жизни малых фольклорных форм повышает эффективность коррекции ЗРР.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогической литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень развития речи у детей четвертого года жизни с ЗРР и нормой речи.

3. Разработать рекомендации для педагогов логопедических групп по развитию речи детей четвертого года жизни с ЗРР средствами малых фольклорных форм.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы как:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Эмпирические методы: методики развития речи Г.А. Урунтаева [46], Н.В. Серебрякова.

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

База исследования: МДОУ № 9 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края. В исследовании приняли участие дошкольники: 9 мальчиков и 11 девочек четвертого года жизни.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей логопедических групп и логопедов по развитию речи детей четвертого года жизни с ЗРР средствами малых фольклорных форм.

Комплекс упражнений для совершенствования навыков чтения
Я считаю, что ребенку, испытывающему трудности в чтении, лучше предложить на время отвлечься от этого "нудного" занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом; выполнение этих упражнений приведет к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих в ...

Обязанности профессорско-преподавательского состава
Индивидуальные обязанности преподавательских кадров учреждений высшего образования, неразрывно связанные с их академической свободой, заключаются, в частности, в следующем: 1) эффективно обучать студентов в рамках средств, предоставляемых учебным заведением и государством, быть честным и справедлив ...

Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.) в 50- ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru