Эмпирическое исследование состояния речи детей с задержкой речевого развития

Развитие образования » Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития » Эмпирическое исследование состояния речи детей с задержкой речевого развития

Страница 1

На констатирующем этапе исследования целью нашего изучения было выявление состояния речи детей с нормальным развитием и с задержкой речевого развития. Исследование проводилось на базе МДОУ № 9 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края. В исследовании приняли участие 10 детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития: 6 мальчиков и 4 девочек. Контрольную группу составили дети с нормальным развитием речи (10 человек: 3 мальчиков и 7 девочек) (приложение 2).

У некоторых детей с ЗРР в анамнезе преобладали токсикоз, асфиксия, родовая травма, почти у всех встречались ссылки на отставание в моторном развитии. Анализ медицинской документации (медицинские и речевые карты), наблюдения за детьми с ЗРР позволили составить следующую психолого-педагогическую характеристику данной группы: практически у всех отмечалась недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, недостаточная точность зрительного восприятия; нарушение формирования пространственных представлений, неустойчивость и сужение объема слуховой, реже зрительной памяти; повышенная утомляемость и истощаемость; затруднение в переключении с одного вида деятельности на другой, с одной стратегии мышления на другую.

В связи с этим было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов.

На первом этапе (констатирующем) был произведен выбор методик и проведено изучение состояния речи детей с задержкой речевого развития, а также проведена беседа с педагогами и родителями с целью определения использования малых форм фольклора в семье и детском саду.

На втором этапе (формирующем) были проведены занятия по развитию речи, в которых формировалось речевое развитие детей через приобщение к фольклору; был составлен перспективный план (см. приложение 5).

На третьем этапе (контрольном) были повторно обследованы 10 детей с задержкой речевого развития с целью определения эффективности опытно-экспериментальной работы по развитию речи детей с ЗРР с использованием фольклора.

В основу проведения констатирующего этапа исследования были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста, предлагаемые А.Н. Гвоздевым:

- выявление уровня восприятия речи взрослого,

- выявление понимания речи взрослого,

- выявление объема активного и пассивного словаря,

- определение уровня активного словарного запаса детей,

- выявление состояния грамматического строя речи.

Для выявления уровня развития речи детей с задержкой речевого развития, мы использовали комплекс методик для изучения уровня развития речи, предлагаемые Г.А. Урунтаевой, Н.В. Серебряковой.

Данные методики позволяют определить состояние сенсомоторного уровня речи, исследовать грамматический строй речи, изучить словарь и навыки словообразования, а также определить уровень связной речи. Для оценки успешности выполнения заданий методики нами использовалась балльная система, предлагаемая авторами методик.

Исследование проходило в специально созданных ситуациях, которые включали несколько заданий (см. приложение 3):

1. Исследования сенсомоторного уровня речи включало в себя исследование звукоподражаний; исследование фонематической стороны речи; исследования сформированности звуко - слоговой структуры слова

2. Исследования грамматического строя речи включало в себя изучение понимания предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за; понимание форм единственного и множественного числа существительных.

3. Исследования словаря и навыков словообразования предполагало изучение понимания уменьшительно - ласкательных суффиксов существительных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Работа над правильностью и беглостью чтения
Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления: 1) использование с ...

Понятие интереса в педагогике. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении
Проблема интереса очень широко исследуется в современной психолого-педагогической литературе, но, несмотря на это, он остается одной из не до конца изученных категорий. Так, например, до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями. Сложность феномена ...

Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву
Общеизвестно, что организация правового обучения должна иметь «оформленный» характер. Это тем более важно, если речь идет о системном обучающем процессе. Существующие мнения среди специалистов относительно данного вопроса позволяют выделить определенные типы и формы учебных занятий по праву на базе ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru