Особенности межличностных отношений старших дошкольников

Страница 5

Уже в старших группах детского сада взаимодействие дошкольников вызывает конфликтные ситуации.

Чаще всего такие ситуации возникают в игре, в которой наряду с игровыми отношениями, задаваемыми взятыми детьми на себя ролями, обнаруживаются и реальные отношения детей, которые привносятся в игру из повседневного общения.

Игровые отношения зачастую не совпадают с реальными взаимоотношениями детей. Нередко приходится наблюдать, как мальчик, только что проявивший в роли «доктора» заботу о «заболевшей» девочке, через несколько минут, выйдя из игры, отнимает у той же девочки игрушку, не обращая внимания на ее слезы. В дошкольном возрасте эти конфликтные ситуации, как правило, разрешаются взрослыми, так как содержание самого общения детей, практически полностью зависящего от взрослого, порождает стремление к «правилосообразности» поведения, нарушение которого влечет конфликт. Воспроизведение в игре отношений между взрослыми людьми учит ребенка подчиняться определенным правилам, выполнение которых воспринимается им как строго обязательное («мамы так не делают», «разве доктор так обращается с больными?» и т.п.).

На стремление детей к «правилосообразности» поведения, эталоны которого они заимствуют у взрослых, указывает ряд исследователей детства. Наблюдение за пяти-шестилетними детьми в различных ситуациях в беседах и различных играх показывает, что без постоянного контроля и влияния взрослых основные правила общения и сотрудничества ими забываются. Закономерен вывод, что разрешение конфликтов в дошкольном возрасте, следование необходимым нормам поведения во многом зависят от взрослого. Потребность детей в общении сталкивается с их недостаточной подготовленностью к межличностным отношениям, с несформированностью коммуникативных умений.

При типичной для большинства дошкольников общительности в детском сообществе может быть неразвито сопереживание, терпимость к товарищам и др. Вместе с тем именно в детском саду дети приобретают умения и навыки играть и трудиться сообща; в процессе совместной деятельности зарождаются первые ростки коллективизма. Конфликт в острой эмоциональной форме отражает реальные противоречия в процессе совместной деятельности и общения. В основе этих реальных противоречий могут быть предметно-деловые разногласия и личностно-прагматические. Предметно-деловые разногласия могут способствовать активизации совместной деятельности, решению общественных задач, сближению точек зрения.

Но случается, что личностно-прагматические отношения переносятся в сферу совместной деятельности и прикрываются ее интересами. Иногда эти столкновения порождаются отсутствием интересного дела, перспектив, обостряют неприязнь и маскируют эгоизм, нежелание считаться с товарищами.

Трудность разрешения подобного рода конфликтов и в том, что они могут быть не только явными, но и скрытыми, не лежащими на поверхности.

Предотвращение и правильное разрешение таких конфликтов зависит от уровня развития группы – чем он выше, тем менее индивидуализм может стать причиной конфликтных отношений.

Преодоление (снятие) конфликта – путь к совершенствованию отношений.

Изучение динамики психологического конфликта показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в состоянии разрешить его самостоятельно, не может полноценно развиваться ни как субъект деятельности, ни как личность. Такие дети требуют к себе особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого (психолога или педагога) по налаживанию полноценных отношений со сверстниками.

Для этого предлагается использовать игру, учитывая ее значение для дошкольника, и подтвердить формирующую и корригирующую роль игры для личности ребенка, при возникновении конфликтов в общении со сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе
Интенсивность развития общества, нестабильность и динамичность приводят к необходимости активно и осмысленно взаимодействовать с миром, уметь изменяться, сохраняя свои целостность и индивидуальность, при этом быть успешным и ответственным за свои действия. Изменения в социуме отражаются и в сфере о ...

Некоторые выводы содержательно-методического характера по реализации стохастической линии в основной школе
На основе всего рассмотренного и изученного материал по предложенной теме, можно сделать некоторые выводы и дать рекомендации по реализации стохастической линии в школе. Анализ учебной литературы по исследуемой теме показал, что разные авторы подошли к реализации нового содержания в учебниках по-ра ...

Контрольный этап эксперимента
После проведения формирующего этапа эксперимента, были определены задачи контрольного эксперимента: - выявить динамику развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - обобщить и сравнить полученные результаты с первоначальными данными; - опреде ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru