Комплексное использование разных видов деятельности детей для становления их осознанного отношения к природе

Развитие образования » Система экологического воспитания дошкольников » Комплексное использование разных видов деятельности детей для становления их осознанного отношения к природе

Страница 3

Сейчас, в экологическом воспитании, целесообразно использовать игры нового типа, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а со второй - обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. Это - игры-ребусы. В этих играх развивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, которые существуют в природе скрыто и реально, умения классифицировать и моделировать материал, комбинировать и моделировать его, прогнозируя результаты.

Игровая деятельность как самомотивированная и, несомненно, приносящая дошкольникам большое удовольствие, легко и быстро вызывает положительное отношение к ее содержанию. Результатом нашего поиска стала разработка различных игровых обучающих ситуаций (ИОС) -специальной формы сюжетно ролевой игры, насыщенной экологическим содержанием. Они специально создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач на экологических занятиях, экскурсиях, наблюдениях Хороший результат дают три типа игровых обучающих ситуаций, обладающей различными дидактическими возможностями: ИОС с привлечением игрушекаш логов (т.е. игрушек, изображающие объекты природы - растения и животных); ИОС с использованием кукол -персонажей сказок, сюжет которых связан с природой; различные варианты игры в путешествия ("туристический по ход", "экскурсия на выставку цветов", путешествие к Северному полюсу или Африку" и др.). Игра, специально организованная воспитателем и привнесенная процесс познания природы, с успехом выполняет функцию метода экологического воспитания, который облегчает детям усвоение экологических знаний и формирует осознанно-правильное отношение к их содержанию. Экологическая культура специалиста дошкольного воспитания (эколога, руководителя учреждения, воспитателя) поднимает его на уровень осознания значимости систематизированной, планомерно осуществляемой практики с детьми. Именно применение эколого-педагогических технологий позволяет получить желаемый эффект экологического воспитания. Нами выявлены два фактора, обеспечивающих успех в этом процессе: подробное описание технологий - всех мероприятий с указанием их воспитательно-образовательных целей (задач), способов организации, сценарием варианта возможного проведения; четкое помесячно-недельное планирование мероприятий. Установлено, что технология, учитывающая психолого-педагогическую специфику и режим жизни детей в ДОУ, становится авторским видением воплощения программы в повседневную воспитательно-образовательную реальность и обеспечивает достижение запланированных целей. Обнаружены факторы, снижающие эффективность технологий в достижении высоких результатов экологической воспитанности детей: общая социально-экономическая нестабильность учреждения, недостаточная общепедагогическая и эколого-педагогическая компетентность воспитателей, "отчужденность" семьи от проблем педагогики и экологии.

Мы рассмотрели несколько видов познавательной деятельности, связанной с миром природы. Но существует еще очень много разных видов деятельности, которые помогают формировать экологические знания и которые являются обязательным компонентом формирования экологической культуры. Это - путешествия, экскурсии в природу; изобразительная, музыкальная, театральная деятельность; решение социально-моральных задач, проблемных вопросов; чтение художественной литературы, ознакомление с народными природоведческими традициями, то есть с опытом сохранения, приумножения и использования природных богатств, который передавал из поколения в поколение русский народ: Это освещение в народном творчестве: загадках, пословицах, поговорках, легендах, играх.

Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок - активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности.

Страницы: 1 2 3 

Естественные и искусственные языки
Различают языки естественные и искусственные. Естественный человеческий язык неразрывно связан с развитием и присутствием человека. Различают язык - как абстрактное представление о едином человеческом языке, и т. к. этнические языки (русский, английский, турецкий и другие). Это универсальная знаков ...

Особенности лексической стороны речи
Серьезные недостатки наблюдаются у умственно отсталых школьников в лексике. В специальной литературе достаточно подробно освещена такая особенность речи учащихся вспомогательной школы, как ограниченность, бедность словарного запаса. Их речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающ ...

План изучения производства
План изучения химического производства, в зависимости от его характера, предварительной подготовки учащихся и других обстоятельств, может быть разнообразный. Однако теоретические соображения и опыт работы многих учителей показывают, что изучение производства целесообразно проводить примерно по след ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru