Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности

Развитие образования » Личность учителя глазами младшего школьника » Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности

Страница 2

Таблица 1 Комплекс педагогических способностей (в трактовке Н.В. Кузьминой [18])

Гностические способности

Учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), своих собственных индивидуальных особенностей.

Проектировочные способности

Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность.

Конструктивные способности

Проявляются в умении делать сложное доступным, учитывать возрастные и индивидуальные способности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Коммуникативные способности

Связаны с умениями устанавливать и поддерживать контакты с детьми, другими учителями, родителями учащихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия.

Организаторские способности

Учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию.

Как видно, из таблицы 1, комплекс педагогических способностей включает в себя гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности.

Учителю необходимы: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность (человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям).

Весьма желательны для педагога такие качества, как наличие чувства юмора; дополнительные возможности воздействия на школьников получает учитель, имеющий способности и умения в какой-либо области: технике, спорте, музыке, живописи и т. д. Качество, которое объединяет все названные, активизирует их развитие - профессиональная педагогическая направленность. Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность.

Отсутствие или слабое развитие какого-либо профессионально значимого качества может быть компенсировано сильным развитием другого, кроме того, недостаточные качества можно и должно развивать.

А.В. Мудрик в своей книге «Учитель: мастерство и вдохновение» (1986) советует выбирающим педагогическую профессию воздержаться от вступления на педагогическую стезю:

- если у Вас плохое здоровье и врачи считают, что оно не улучшится;

- если Вы, несмотря на долгую и упорную работу над собой, обладаете плохой дикцией;

- если, несмотря на все усилия, у Вас не получается устанавливать контакты с людьми;

- если люди, младшие и старшие, вызывают у Вас стойкую неприязнь или постоянно раздражают;

- если Ваши товарищи утверждают, что Вам не хватает доброты, что Вы часто несправедливы, что у Вас трудный характер [22].

Противопоказания педагогической деятельности:

- не может быть учителем аморальный человек, не имеющий твердых убеждений;

- неумение сдерживать раздражение, излишняя резкость в обращении с детьми;

- серьезные дефекты речи, хронические заболевания гортани, органов слуха и зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата.

Рассмотрим специфику взаимодействия педагога с учениками, их родителями, коллегами по работе

В педагогическом словаре под редакцией В.И. Загвязинского находим определение: «Педагогическое взаимодействие - это специально организованный процесс, направленный на решение воспитательных задач. Сущностью педагогического взаимодействия являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных воздействий и влияний» [13, с.287].

Основные характеристики взаимодействия: взаимопознание; взаимопонимание; взаимоотношение; взаимные действия; взаимовлияние. Все характеристики взаимосвязаны: чем лучше знают и понимают друг друга участники педагогического процесса (педагоги, учащиеся, родители), тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние друг на друга.

Типология взаимодействия в трактовке М.И. Рожкова и Л.В. Байбородовой применима к характеристике взаимодействия участников педагогического процесса на всех уровнях: учитель-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель и т. д.):

Страницы: 1 2 3 4

Дидактические требования к содержанию курса химии VIII класса для формирования понятия о химической реакции
K химическому содержанию предъявляется ряд дидактических требований (принципов), которые необходимо соблюдать для успешного обучения учащихся. Это научность (отражение реальных процессов и веществ, связей между ними, отсутствие химических ошибок). Научность может быть достигнута тогда, когда учащие ...

Особенности профессионально-педагогической деформации личности
профессиональный педагогический деформация личность Педагогическая деятельность «богата» профессиональными деформациями личности, характерными только для данного вида деятельности. Это обусловлено как принадлежностью педагогической профессией к социономической группе, так и теми особыми требованиям ...

Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая программа
Следующим шагом в исследовании стал формирующий этап, целью которого является развитие межличностных отношений старших дошкольников с использованием развивающей программы. Назначение программы: Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6 лет), имеющих трудности в межли ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru