Личность учителя глазами младшего школьника

Развитие образования » Личность учителя глазами младшего школьника

Сегодня в период интенсивного экономического, политического, социального развития принято говорить о глобализации всех сфер жизни. Причём «центральным понятием, позволяющим объяснить эти изменения, является понятие персонификация личности» [32, с. 4]. По мнению И.А. Стернина, персонификация предполагает рост индивидуальной непохожести человека на других людей: «это целый комплекс тенденций изменения и развития личности, который включает процесс её духовного обогащения, рост самосознания, развёртывание духовного потенциала» [32]. Очевидно, следствием данного явления можно считать особое внимание общества к индивидуальному образу человека.

По нашему мнению, один из способов, который позволяет сформировать умения, связанные с оценкой и самооценкой возможностей личности младшего школьника является обращение к портретной зарисовке об учителе.

Данная дипломная работа представляет собой теоретическое и практическое исследование проблемы обучения младших школьников жанру портретной зарисовке. Актуальность темы исследования вызвана следующим.

Во-первых, личность учителя занимает огромное место в сознании ребенка. Его оценки, отношение к ребенку, высказывания, пожелания и требования, в значительной степени и определяют самочувствие ребенка, его настроение. Исследования показали, что уже у младших школьников складывается определенное отношение к учителю, которое может переживаться им по-разному - положительное, отрицательное и конфликтное. Более того, личность учителя играет очень важное воспитательное значение для младшего школьника, т.к. ребенку свойственно подражать людям, которые ему симпатичны. Считается, что для младших школьников учитель является непререкаемым авторитетом.

Во-вторых, наше внимание к портретной зарисовке объясняется также тем, что особенности сочинения в данном жанре недостаточно изучены. Вместе с тем, установлено, что детское сочинение – это, во-первых, уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьника, а, во-вторых, это своеобразная форма самовыражения ребёнка, которая даёт возможность поделиться впечатлениями о красоте окружающих предметов и мира людей в целом. Ценность детского сочинения, по мнению методистов, «определяется по тому, насколько в нём нашли отражение чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких-либо явлений» [1, с.10]. Так, обзор лингвистических источников позволяет заключить, что специальные исследования такого типа высказывания специально не проводились.

В-третьих, изучение методического аспекта темы показало, что в научной литературе не разработаны программа, структура и содержание уроков, связанных с обучением школьников созданию текста портретной зарисовки. Однако одна из перспективных тенденций в развитии современной методики написания сочинений заключается в поиске условий организации словесного творчества, связанного с эмоциями и возможностями школьника в проявлении интеллектуального и духовного потенциала. В психолого-педагогической литературе достаточно подробно исследованы вопросы восприятия учителями учащихся, определена его содержательная сторона и значимость в образовательном процессе. Проблема же восприятия учителя учащимися практически не изучена, не исследована специфика отражения личности учителя в сочинениях учащихся.

Таким образом, возникает противоречие между значимостью личностных качеств учителя в воспитательном процессе и отсутствием инструментария в использовании и оценке отношения младшего школьника к личности учителя.

Проблема исследования: является ли жанр портретной зарисовки об учителе средством воспитания и развития личностных качеств младшего школьника?

Исходя из сказанного, объектом исследования выбирается воспитательный процесс (система воспитания личностных качеств младшего школьника).

Предмет исследования – сочинение младшего школьника в жанре портретной зарисовки о личности учителя.

Данная работа представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование проблемы создания и использования жанра портретной зарисовки о личности учителя как средства воспитания личности младшего школьника.

Гипотеза исследования: если в систему уроков развития речи в начальной школе включить сведения о жанре портретной зарисовки учителя, и с учетом этих сведений организовать специальное обучение умениям создавать данное высказывания, то это в дальнейшем будет способствовать реализации личностного потенциала младшего школьника, возрастанию интереса школьников к процессу обучения и тем самым позволит сделать их общение с педагогом более эффективным, эмоциогенным.

Цель исследования: на основе теоретических сведений о жанровых признаках портретной зарисовки учителя и психолого-педагогических условий его успешного использования разработать модель обучения младших школьников приемам создания жанра портретной зарисовки учителя и оценить возможности данного высказывания как средства воспитания личностных качеств младшего школьника.

Для достижения цели было необходимо решение целого ряда задач:

-выявить характер требований, предъявляемых частнометодическими науками к содержанию и формам оценки личности учителя в начальной школе;

-проанализировать комплекс персонифицированных высказываний, определить место портретной зарисовки учителя в их ряду;

-изучить степень разработанности жанровых характеристик исследуемого речевого произведения в научной литературе;

-изучить профессиональную практику учителей начальных классов, выявить частотность и специфику использования высказываний об учителе и особенности их включения в структуру урока и системы уроков, внеурочную систему работы;

-на основе анализа текстов-образцов определить содержание понятия «сочинение в жанре портретной зарисовки учителя», его жанровые признаки;

-выявить степень готовности учеников к оценке личности учителя и созданию портретной зарисовки учителя (уровень сформированности специальных коммуникативных умений, возникающие трудности и др.);

-определить цель, задачи, количество и содержание занятий для обучения младших школьников написанию сочинения в жанре портретной зарисовки учителя;

-разработать дидактическое сопровождение формирующего эксперимента, определить приемы и методы обучения, типы учебных заданий;

-организовать и реализовать опытное обучение;

-выделить объективные критерии оценки качества проведенного эксперимента и проверить его эффективность.

Методы исследования:

-анализ психолого-педагогических и частнометодических источников;

-наблюдение за учебным процессом в начальной школе школах, изучение практического опыта использования сведений об учителе в деятельности педагогов;

-констатирующий эксперимент (анкетирование учителей, диагностирующие срезы – творческие задания);

-формирующий эксперимент (опытное обучение) как ведущий метод;

-метод статистической обработки результатов.

Структура и основное содержание исследования

Представление о поле
Пол – это комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину. Половые различия: 1. Достоверные: мужчины более агрессивны и более успешны в математике и зрительно-пространственных операциях, а у женщин выше языковые способности. 2. ...

Модель формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников
Преподавание иностранного языка в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обыча ...

Мышление и его динамика
Исследовать мышление начали ещё античные философы и учёные, однако делали они это с позиций не психологии, а других наук, в первую очередь — философии и логики. Крупнейшим теоретиком учения о мышлении в то время был Аристотель. Он изучил его формы, обосновал и вывел законы мышления [29]. В конце XI ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru