Восьмое, проблемы, которые учащиеся считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета. Скорее наоборот, к решению реальной проблемной задачи часто привлекаются умения, понятия и знание процессов, относящиеся к целому ряду учебных дисциплин. Но это положение не является новым для географии. Учителя прекрасно знают, что для объяснения, например, поведения в пространстве, для понимания и анализа местоположения какого-либо события или размещения ряда явлений учащимся приходится привлекать знания из других предметов — наук о Земле, экономики, социологии, антропологии, политики и других. Следовательно, реальный проблемный подход часто не вписывается в рамки одного учебного предмета. Существует необходимость пересмотра расписания, возможно значительного, если мы хотим обеспечить эффективность проблемного обучения. Это, по-видимому, в большей степени относится к старшим, чем к младшим, ступеням обучения.
Девятое, при выборе учебных проблем необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт школьников. Учитель обязан знать пробелы в знаниях своих учеников; намечая направления и ориентиры для выбора будущих проблем, он должен избежать ненужного дублирования с более низкой ступенью обучения. Следует, однако, иметь в виду, что слишком детальное планирование может привести к надуманной и искусственной ситуации. Проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих школьников. Учителю нужно лишь использовать любую возможность, любую подходящую ситуацию. Если же проблемы навязывать только для того, чтобы заполнить тот или иной пробел в знаниях, то можно исказить само существо этого подхода.
Обучаемость и ее компоненты
Рассматривая индивидуально-типические компоненты продуктивного мышления, мы ставили перед собой задачу выделить те его особенности, от которых зависит легкость овладения однородными знаниями, темп продвижения в них, т. е. связывали его с понятием общих способностей. У школьников эти свойства их пси ...
Результаты экспериментального исследования
Проведенные к группе второклассников исследования показали следующие результаты (таблица 2 в приложении 3). Как видно из диаграммы 1 (приложение 4) четверо ребят имеют высокий уровень сформированности навыков чтения вслух и про себя. Это Артамонова О., Биккулова Н., Гавриличев А. и Левицков П. Прич ...
Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов
Наличие достаточного числа тестовых заданий позволяет перейти к разработке теста как системы, обладающей целостностью, составом и структурой. На третьем этапе отбираются задания и создают тесты, повышаются качество и эффективность теста. Целостность теста образует взаимосвязь ответов испытуемых на ...