Современные проблемы и особенности профессиональной подготовки специалистов

Развитие образования » Современные требования к качеству подготовки специалистов инженерно–педагогического профиля » Современные проблемы и особенности профессиональной подготовки специалистов

Страница 1

Качество образования - это синтетический показатель, выражающий совокупное проявление многих факторов. Не затрагивая финансовых проблем, которые в деятельности вузов, вне всякого сомнения, на сегодняшний момент являются определяющими, хотелось бы обратить внимание на ряд диалектических противоречий, с которыми вузы сталкиваются при разработке системы менеджмента качества.

· Различия в требованиях потребителя к качеству образования: работодатель - узкая специализация, студент - универсальность знаний, общество - умение жить и учиться всю жизнь.

· Отсутствие системного стратегического партнерства «вуз - предприятие»: вуз - ценностно-ориентированная личность, предприятие — целеориентированная личность.

· Методологическая несовместимость целей образовательных стандартов и программ: стандарты — квалификационный подход, программы — компетентностный подход.

· Декларативность автономии и аккредитации вуза: автономия — эффект синергизма, аккредитация — жесткие требования.

· Сложность индивидуализации образования «вуз — студент»: вуз — интенсификация обновления знаний, увеличение сроков подготовки; студент — ограниченные возможности усвоения и средства.

· Сегодня педагогическая наука недостаточно использует количественные методы исследования изучаемых объектов и процессов, математические модели, не дает четких и однозначных рекомендаций по поводу того, как достичь желаемого результата.

· Несмотря на огромное количество педагогических исследований самых различных жанров — диссертаций, монографий, учебных пособий, руководств — результаты функционирования системы высшего профессионального образования не удовлетворяют общество; результаты этих исследований слабо внедряются в практику вузовского обучения, и система высшего профобразования в ряде случаев не справляется с возложенными на нее задачами.

· Самостоятельная работа - особенно на младших курсах – есть лишь выучивание и вызубривание лекций, а посещение студентами библиотек имеет целью лишь достать необходимые учебники; научная литература по будущей специальности практически никак не востребуется студентами; написание рефератов и курсовых работ сводится к копированию глав или параграфов научных монографий.

В этих условиях стихийное (по наитию) внедрение в высшую школу различных инноваций таит в себе риск еще более усугубить положение, ибо метод проб и ошибок в применении к такому сложному объекту как вузовский учебный процесс непродуктивен. Потому, на наш взгляд, сегодня как никогда ранее требуется глубокий, всесторонний анализ происходящих в высшей школе процессов, скрупулезное их исследование и обоснованный прогноз характера возможных изменений.

Приступая к анализу заявленных проблем, отметим кратко, что изменилось в отечественной системе высшего образования за последние полтора десятка лет.

Во-первых, исчезли из учебных планов вузов общественно-политические дисциплины (история КПСС, исторический и диалектический материализм, научный коммунизм и др.) и сегодня на месте идеологических более нейтральные: история Отечества, политология, философия.

Во-вторых, усилился процесс уровневой и профильной дифференциации вузовского обучения: многие вузы стали составлять собственные (авторские) учебные программы и планы, студенты получили возможность по-разному реализовывать собственные образовательные маршруты: учиться одновременно по двум специальностям, за относительно короткое время после окончания полного курса обучения по одной специальности «переучиваться» на другую, поступать на 2-й или даже на 3-й курсы вуза после окончания колледжа соответствующего профиля и, конечно, нельзя забыть о появлении бакалавриата и магистратуры — во многих вузах образование стало иметь двухступенчатую структуру.

В-третьих, широкое развитие получили различные формы интеграции высшего и общего среднего образования, появились многочисленные комплексы «школа — вуз», включающие подготовительные курсы и отделения, колледжи, средние школы, работающие в тесном сотрудничестве с вузами, лектории и консультационные пункты для абитуриентов и предполагающие как возможность качественной профессиональной ориентации, так и возможность досрочной сдачи вузовских вступительных экзаменов слушателями.

В-четвертых, многие вузы, переименованные в университеты или академии, резко увеличили число специальностей и профилей подготовки для своих выпускников, стали предоставлять многочисленные платные образовательные услуги; широко развивается экстернат.

В-пятых, в учебный процесс на самых различных уровнях «проникли» компьютеры и стали использоваться в качестве источника учебной информации, в качестве средства наглядного представления таких процессов, которые средствами обычного, традиционного эксперимента представить невозможно, в качестве средства решения многочисленных задач и, конечно, средства оперативного контроля знаний студентов. В теории высшего образования появился даже специальный термин: современные информационные технологии. Особенно интенсивно они стали использоваться в дистанционном обучении: во многих технических вузах создаются на внутриинститутском уровне «подчиненные» институты и центры дистанционного обучения, привлекающие возможности сети Интернет и охватывающие все более и более широкий и удаленный от обучающего центра крут слушателей и обучающихся.

Страницы: 1 2 3

Использование уроков нетрадиционной формы для обучения лексике на среднем этапе обучения
Так говоря о нетрадиционных уроках, на наш взгляд, необходимо заострить внимание на принципы организации и проведения, периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Говоря об организации и проведения нестандартных уроков необходимо отметить, что в их основу положено несколько принципов: 1. ...

Вычленение первого и последнего звука из слова
Вычленение первого ударного гласного из слова. Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. Можно предложить такие картинки: малыш плачет: (а-а-а); волк воет (у-у-у); болит зуб, завязана щека (о-о-о). При уточ ...

Из опыта работы лучших педагогов и методистов
Перед учителем часто стоит проблема: учиться не умеют и не хотят писать с о ч и н е н и я. Если детей не научить писать сочинения в начальных классах, то в старших классах им еще труднее будет даваться такая работа. Очень важно, чтобы изложение и сочинение стали для школьников обычным, повседневным ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru