Диагностика результативного компонента правовой обученности

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Диагностика результативного компонента правовой обученности

Страница 1

Слово «диагностика» имеет греческую этимологию (от «diug nostikos») и в буквальном смысле означает «все познанное», способность распознавать». Еще в период античности люди научились распознавать болезни по отдельным симптомам, проявлявшимся у человека (кашель, лихорадка, шум в легких .), на основе простых наблюдений. Лишь впоследствии с этой целью стали использоваться вспомогательные технические средства: прослушивание грудной клетки, прощупывание пульса, измерение температуры тела и проч. Перенесение таких подходов в сферу педагогической деятельности, безусловно, имело свои особенности. Мебель из Италии в Москве и Сургуте mebelitalii.com

В процессе правового обучения школьников не менее важным является возможность проанализировать определенный результат работы преподавателя и деятельности его ученика. В методике права большое значение имеет проверка и оценка знаний, умений учащихся.

Все существующие варианты диагностирования можно разделить на две группы:

— те, которые используются для текущего контроля знаний и умений школьников, и

— те, которые выполняют роль итоговой аттестации. Последние менее вариативны и могут выражаться в проведении зачетов и экзаменов.

Текущая проверка правовых знаний имеет несколько функций: контрольную (посредством такой проверки обращается внимание на деятельность школьника, его неудачи и успехи), воспитательную (школьник приучается к систематическому вьшолнению порученных заданий, стремится это сделать как можно лучше), обучающую (систематизируются и закрепляются знания, умения детей), развивающую (осуществляется развитие речи, мышления и проч.). Все эти функции реализуются в том случае, когда учитель права верно осуществляет текущую проверку знаний школьников. Содержание тех знаний, которые восстанавливаются в ходе нее, должно быть связано с новыми правовыми знаниями, которые школьник начинает осваивать. Необходимо обратить внимание на совершенствование правовых умений ученика, которое происходит в процессе текущей проверки, а также формирование его грамотной речи. Очень важно, чтобы ученики при этом почувствовали практическую значимость права, тех знаний, обладателями которых они становятся благодаря учебному курсу в школе.

Текущая проверка знаний может осуществляться в форме опроса в начале урока, середине или конце. Если проводи к опрос по теме предыдущего занятия, то его завершение может быть обобщено учителем или учениками. Это даст возможность логично перейти к изучению новой темы.

Предположим, ученики на предыдущем уроке рассматривали вопросы правового регулирования взаимоотношений супругов. В 9 классе опрос может включать такие задания: «Расскажите, что представляет собой семейное право как отрасль российского права», «Какие существуют правила вступления в брак и его расторжения?», «Что такое брачный контракт и как его можно составить?» Обобщение может быть представлено так: «Итак, мы познакомились с семейным правом и узнали, что оно регулирует порядок заключения и расторжения брака, правовые вопросы взаимоотношений супругов, но, кроме это, охватывает своим влиянием и правовые отношения родителей и детей. Поэтому на сегодняшнем уроке мы и рассмотрим эту тему подробнее. Тема урока: «Родители и дети»».

В процессе опроса используют индивидуальные карточки задания. Учитель права может самостоятельно создавать их к каждому уроку и затем складывать в копилку методических материалов. Ее можно периодически пополнять, ликвидируя устаревшие задания. Популярны задания, в которых содержится новая для учеников правовая информация (также это могут быть факты из истории), а вопросы носят творческий характер. Например, такое задание предлагается для выполнения в старших классах после изучения темы «Почему я должен следовать закону?»:

«Известный спартанский правитель Агесилай (ок. 442 г. — ок. 358 г. до н. э.) считал, что люди должны подчиняться законам, но если речь идет о друге, то закон можно обойти. Прошение правителю Малой Азии он изложил так: «Если мой друг не виноват — отпусти его по закону. Если он виноват — все равно отпусти его ради меня». Сформулируйте свое отношение к такому правилу. Сопоставьте его с действующим законодательством»1.

Посредством проверки знаний и умений школьников учитель права анализирует процесс обучения, корректирует его, например, в сторону усложнения методики. Таким образом, получив информацию об усвоении материала учениками, учитель достигает системной работы по обучению праву.

В практике работы школ закрепился принцип уплотненности времени при проверке знаний. Так, во время опроса (он может длиться всего лишь 15—20 мин.) опытные педагоги успевают продиагностировать от 20 до 30 человек. В таком случае одновременно ученики работают по выполнению индивидуальных заданий по карточкам письменно, на доске и устно у доски, освещая определенную проблему.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru