На основании сказанного можно сделать заключение, что целью воспитания должно стать формирование творческой личности, способной к ответственному социально и личностно значимому выбору на основе нравственных идеалов, самопознания, самовоспитания.
Рубинштейн С. Л. считал, что мышление начинается там, где создалась проблемная ситуация [22]. Но что такое проблемная ситуация ¾ это, в простейшем случае, ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. Причем в ситуации выбора человек находится практически постоянно и независимо от уровня деятельности.
Категории свободы личности и свободы выбора следует рассматривать как проблему свободы выбора видов деятельности. Здесь имеется в виду именно творческие занятия и их место в череде всех занятий, которые осуществляются не под давлением «внешней цели», а благодаря глубокой внутренней мотивации, т. е. виды деятельности, которые учащийся выбирает сам с ростом его творческой активности, профессионального уровня и компетенции. Творческая личность - это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных, нравственно-волевых качеств. В основе ее деятельности лежат мотивы поведения и деятельность, в которой эти мотивы могут реализоваться оптимально и для человека, и для общества.
На развитие творческого потенциала личности должны быть направлены развивающие формы обучения и воспитания, которые осуществляются в процессе учебной деятельности:
§ использование возможностей нетрадиционных уроков (уроки-аукционы, уроки-турниры, уроки-конкурсы и др.);
§ использование активных форм обучения: проблемные ситуации проблемные лекции; дискуссии, анализ парадоксальных и конфликтных ситуаций, размышлений вслух, диалогов;
§ проведение деловых и имитационных игр; игровых и практических занятий;
§ проведение интегрированных занятий;
§ организация самостоятельной работы учащихся;
§ проведение исследований;
§ применение рейтинговой системы обучения;
§ использование новых педагогических технологий, инновационных форм и методов обучения и воспитания (технология метода проектов, игровые технологии, компьютерные технологии, нетрадиционные формы организации занятий: аукционы знаний, сократовские беседы, конференции, круглые столы, открытые микрофоны, устные журналы);
§ применение разноуровневого контроля знаний;
в ходе внеучебной работы:
§ организация работы кружков, клубов, секций, факультативов различной направленности в соответствии с возможностями и запросами учащихся;
§ проведение предметных олимпиад, турниров знаний, конкурсов профессионального мастерства, конкурсов художественной самодеятельности, спортивных соревнований, выставок, научных конференций.
§ творческая личность ¾ это личность, которая обладает творческим потенциалом в виде врожденных задатков и способностей, индивидуально-психологическим своеобразием, свободой выбора и творческой направленностью. Огромную роль в воспитании творческой личности играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы.
Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание у учащихся мышления.
Мышление ¾ это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Сегодняшние методы обучения рассчитаны на меньшее обращение к памяти, а на большее ¾ к мышлению.
В нынешнее время без развитого воображения у учащегося невозможен продуктивный процесс воспитания творческой личности.
Воображение ¾ психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта [20]. Важнейшая задача воображения заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.
Для воспитания воображения в условиях общеобразовательной школы, следует выделить особую роль художественного, научного и изобретательского или технического творчества, а также спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства. Отмеченные типы творчества реализуются в деятельностях, в которых можно выделить следующие виды: самообразование, художественное и техническое творчество, общественно-полезную работу.
Особенности творческих способностей и специфика их формирования у старших
дошкольников с задержкой психического развития
Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, он ...
Методика реализации стохастической линии в 8 классе
Основные задачи: По статистическим данным, представленным в таблице необходимо уметь находить основные статистические характеристики. Познакомить с еще одной статистической характеристикой – медианой ряда, формирование умений по ее нахождению Рассмотрение равновероятных событий, и введение классиче ...
Условия развития воли младших
школьников средствами подвижных игр
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно во ...