2. Самопризнание себя как личности.
Задача учителя – помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ему, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приведет любого ребенка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.
3. Управление самим собой.
Управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказам. Управлять самим собой – это еще и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Это способствует воспитанию воли, характера.
4. Уважение чужого мнения.
Через воспитательные мероприятия формировать культуру общения, развивать коммуникативные умения. Учиться формировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый имеет право на ошибку. Воспитывать терпимое отношение к разным людям, вещам и взглядам. Помочь детям преодолевать трудности общения.
5. Любознательность и вовлеченность в деятельность.
Многие дети переживают информационную ненасыщенность. Им хочется много знать, всё интересно, они желают активно участвовать во всем. Это значит – желают проявить себя. Такая позиция формирует трудоспособность. А для этого следует учителю и родителям создавать условия, констатировать результаты, стимулировать участие.
6. Эмоциональная устойчивость.
Развивать положительные эмоции и управлять отрицательными эмоциями. Учить вызывать одни и избавляться от других. Вызывать:
- умение прощать;
- не таить в себе обиду;
- не растить в себе желание отомстить, наказать.
Важное умение – это умение управлять своим страхом. Научиться создавать вокруг себя ситуации, способствующие возникновению определенных эмоций.
7. Мотивация действий и поступков.
Отношение школьника к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Стимулом проявления положительной мотивации являются индивидуальные мотивы:
- заинтересованность;
- далеко идущие перспективы;
- вера в собственные силы;
- положительные эмоции.
В определении творческой личности особое место занимает выбор, который относится к любой сфере человеческой деятельности: нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, общественной активности и которая заключается в осуществлении выбора, принятии решений и деятельности по их осуществлению.
Следует отметить, что важнейшим условием развития творческого потенциала человека является свобода личности, Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества разнообразных образов и их комбинаций в сознании.
Н.Ф. Вишнякова утверждает, что о высоком уровне личностной зрелости (который, в частности, характеризуется высоким уровнем творческой активности и инициативности) свидетельствует наличие у личности права на собственный осознанный выбор, за который она несёт всю полноту ответственности. Она подчёркивает, что « … объектом управленческой деятельности должна выступать не личность или коллектив, а процессы, опосредованно влияющие на человека. При таком подходе личность сама имеет право выбора поведенческого регулирования, влияющего на личностный или социальный результат» [4, c.169]. Значит, одним из ценностных приоритетов системы креативного воспитания является идея свободного выбора, т. е. возможность выбора в сфере предметной самореализации.
В современной дидактике достаточно активно используются методики обучения, предоставляющие учащимся некоторое право выбора, например тесты с выбором ответа, задания различной степени сложности и т.д. Но само состояние выбора может давать человеку чувство угнетённости, нерешительности, даже несвободы. И при выполнении указанных заданий это вполне может быть, более того, зачастую бывает. Это же подчёркивает Н.А. Бердяев, указывая выход в утверждении, что « . свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленным передо мной добром и злом (выбор ответа, выбор сложности задания), а моё созидание добра и зла (выбор цели)»[3, c.306].
Неразумная родительская любовь
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их детей». Есть много разновидностей этой уродливой любви. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая и любовь откупа. Любовь умиления – это самое печальное, ...
Специфика формирования межкультурной коммуникации при изучении иностранного
языка
В школе содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, и в первую очередь, в дисциплинах гуманитарного и естественного циклов. Предметы естественного цикла акцентируют внимание на взаимодействии и взаимозависимости природных, социальных и экономических аспектов жизни общест ...
Формирование познавательного интереса учащихся на уроках чтения
Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умения читать. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется нед ...