Практическая реализация рефлексивного подхода ставит проблему характера взаимодействия участников образовательного процесса и, в частности, актуализирует вопрос о типе воздействий в условиях рефлексивного управления. В психологии понятие "воздействие" связывают с изменением индивидуального или группового субъекта-реципиента - его деятельности (поведения в целом), сознания, отдельных психологических характеристик, причем психологическое воздействие призвано либо вызывать, либо предотвращать изменение субъекта-реципиента.
Важным моментом является позиция, в соответствии с которой психологическое воздействие (влияние) рассматривается как процесс, осуществляющий регуляцию активности взаимодействующих между собой субъектов. Результат этого процесса заключается в поддержании функционального состояния субъектов или изменение состояния хотя бы одного из них.
Для школьной практики уместно использование применяемого для характеристики диалогического воздействия термина "развивающее", который отражает то, что генеральный путь содействия развитию личности состоит в стимулировании (в том числе через предоставление возможностей самовыражения) внутренних источников этого развития,
Чтобы диалогическое воздействие действительно стало развивающим, необходима проблематизация взаимодействия обучающих и обучаемых (содержание взаимодействия должны составлять проблемы и нерешенные вопросы).
Диалогический тип воздействия обеспечивает стимулирование субъектности ребенка, присущей ему изначально (до воздействия), а не являющейся проекцией педагогических воздействий.
Задача учителя в образовательном процессе - не внедрить норматив, а согласовать его с субъектным опытом школьника, что предполагает диалог между учителем и учащимся как открытыми системами.
Совместная деятельность воспитателя и детей по ручному труду
Нет необходимости доказывать, какую роль в трудовом воспитании маленьких детей играет пример самого воспитателя. Они любят тех воспитателей, у которых, образно говоря, "золотые руки". Они искренне радуются, когда в руках воспитателя из бумаги, природного материала рождается интересная игр ...
Обязанности профессорско-преподавательского состава
Индивидуальные обязанности преподавательских кадров учреждений высшего образования, неразрывно связанные с их академической свободой, заключаются, в частности, в следующем: 1) эффективно обучать студентов в рамках средств, предоставляемых учебным заведением и государством, быть честным и справедлив ...
Общественные мотивы в мотивационной сфере дошкольника
Мотивационная сфера - это сложное образование. Мотивы различаются по уровню произвольности. Например, малыш побуждается непосредственными мотивами. Или это органические потребности, или различного рода непосредственные интересы, которые непроизвольно заставляют его действовать. В дальнейшем ребенок ...