Методы, формы и средства изучения раздела

Страница 3

урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);

урок формирования умений и навыков (главный этап — самостоятельная работа учащихся);

урок применения знаний на практике (чаще всего на занятиях по моделированию и конструированию);

урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в центре урока — повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от учителя особенно тщательной подготовки);

комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из наиболее применяемых в системе трудового обучения . Его структура чаще всего такова:

организация обучающихся;

проверка выполнения домашнего задания;

• повторение ранее пройденного учебного материала;

• изложение нового материала;

• закрепление изученного материала и объяснение домашнего задания.

Рассмотрим этапы подробнее.

Первый, так называемый организационный, предполагает проверку явки учащихся, их технической, санитарной готовности к предстоящему занятию (наличие рабочей одежды, головных уборов ) и психологической готовности к уроку. На этом организационно-подготовительном этапе может осуществляться распределение по рабочим местам, раздача инструментов и заготовок, назначение дежурных При сдвоенном уроке этот этап обычно занимает 2—5 мин.

Второй этап может быть, если было домашнее задание, может и отсутствовать.

Третий этап урока — проверка усвоения пройденного материала, закрепление полученных знаний и подготовка учащихся к восприятию нового. Повторение включает в себя, как правило, устный опрос ,после чего учитель делает заключение, отмечая положительные и отрицательные стороны ответов, типичные ошибки и сообщает оценки . Завершает комбинированный урок заключительный инструктаж и уборка рабочих мест в мастерских.

Чем разнообразнее используемые построения уроков технологии, чем меньше шаблона и однообразия в их проведении, тем выше эффект совместной работы учителя и учеников.

Виды средств наглядности при изучении технологии.

В учебном процессе по изучению технологии применяются самые различные средства обучения. Среди них большое место занимают средства наглядности, или так называемые наглядные пособия. В качестве средств наглядности могут использоваться подлинные технические явления, процессы,- предметы реального мира и их изображения, а также специально изготовленные в дидактических целях учебно-наглядные пособия.

С помощью средств наглядности реализуется принцип наглядности, то есть обеспечивается непосредственное чувственное восприятие учащимися изучаемого материала. Наглядные пособия являются основой использования в учебном процессе наглядных методов обучения, методов демонстраций.

Применение средств наглядности на уроках технологии значительно активизирует познавательную деятельность учащихся и обеспечивает сознательное и прочное усвоение ими изучаемого материала.

Все средства наглядности, которые используются в обучении технологии, можно подразделить на ряд групп.

1. Средства натурального показа. Они служат для демонстрации самих изучаемых технических объектов и процессов в натуре. К средствам натурального показа относят:

а) натуральные объекты: образцы конструкционных материалов, рабочие и контрольно-измерительные инструменты, приборы, аппараты и другие технические устройства, а также их отдельные детали и узлы. Практически все технические объекты, которые включены и учебно-трудовой процесс могут служить средствами наглядности Они дают непосредственное представление о внешнем виде, внешних признаках изучаемого объекта (форме, размерах, пространственном взаиморасположении элементов объекта, движении видимых частей и т.д.). Если структура натурального объекта проста, то при его демонстрации можно дать понятие и об устройстве и принципе действия этого объекта;

б) натуральные процессы. Это технологические процессы, работа машин, аппаратов и т.д., которые демонстрирует учитель на производственном и учебно-производственном оборудовании. Указанные процессы могут наблюдать сами учащиеся на предприятиях, например во время экскурсий;

в) реальные трудовые действия. Их показывает учитель в учебных целях или самостоятельно наблюдают учащиеся в производственных условиях, следя за деятельностью рабочих. Реальные трудовые действия характеризуют взаимодействие работающего с инструментом и обрабатываемым материалом. При этом воспринимается, прежде всего, внешняя сторона этих действий.

2. Технические модели и макеты как подобия изучаемых объектов. Они служат для показа внешнего вида изучаемых объектов и явлений, их деталей и конструкций.

Страницы: 1 2 3 4 5

Преимущество деятельностного метода обучения Петерсон Л.Г
Основателем деятельностного метода является Петерсон Людмила Георгиевна, российский педагог, доктор педагогических наук, директор центра «Школа 2000». Научной психолого-педагогической базой работы Центра является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000 .», получившая в последние го ...

Особенности профессионально-педагогической деформации личности
профессиональный педагогический деформация личность Педагогическая деятельность «богата» профессиональными деформациями личности, характерными только для данного вида деятельности. Это обусловлено как принадлежностью педагогической профессией к социономической группе, так и теми особыми требованиям ...

Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Организация специального образования! 1. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании/' до сих пор не принят Государственной Думой. Закон был подготовлен в 1994—1995 гг. и получил блестящую европейскую экспертизу. В заключении Европейско ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru