Методы, формы и средства изучения раздела

Страница 4

Учебная техническая модель представляет собой аналог изучаемого объекта или его части. Изготовляется модель, по сравнению с реальным объектом, в уменьшенном или увеличенном виде, а иногда и в действительном масштабе, с соблюдением внешнего сходства и пропорциональности частей. Учебные модели, используемые в обучении технологии, обычно отражают геометрическое подобие изучаемого объекта или его техническую сущность. Они могут быть неразъемными и разъемными, недействующими (статическими) и действующими (динамическими). Широкое применение получили модели деталей и узлов механизмов и машин, модели самих механизмов и машин, модели инструментов и других технических устройств. Например, модели подшипников качения, наборы моделей деталей для их графического изображения в курсе черчения, модель суппорта токарно-винторезного станка, наборы моделей механизмов передач и преобразования движения, модель двигателя внутреннего сгорания, модель штангенциркуля и т.д.

Учебные технические модели позволяют показать не только внешний вид изучаемого объекта, но и на примере действующих моделей демонстрировать работу объекта, динамику и взаимодействие частей.

Учебные макеты дают объемное изображение внешнего вида изучаемых объектов с точным соблюдением их пропорций. Они могут быть цельными или разъемными, точными копиями или схематичными, и должны давать общее представление об изучаемом объекте. Для изучения мелких объектов (мелких деталей, инструментов и т.д.) макеты изготовляют в увеличенном масштабе. И наоборот, макеты станков, двигателей и других машин, а также технических сооружений изготовляют в уменьшенном масштабе.

3. Реальные изображения вида изучаемых объектов, процессов и трудовых действий.

В практике обучения они обычно имеют форму плакатов, как правило, в наборах или альбомах. По размерам плакаты и изображения на них выполняют такими, чтобы изображения можно было рассмотреть всем ученикам класса со своих ученических мест. В альбомах листы с изображениями несколько меньше, чем плакаты. Они предназначены для рассмотрения непосредственно на ученических местах.

Плакаты и альбомы могут включать в себя изображения видов материалов, внешний вид и конструктивное устройство рабочих и измерительных инструментов, приспособлений, станков и т.д., а также изображения приемов выполнения трудовых операций, владения инструментом, управления станками и др. При изучении самых различных конкретных технологий используются плакаты, отражающие требования техники безопасности и охраны труда.

4. Условные изображения изучаемых объектов, процессов и действий.

К ним относят чертежи, эскизы, кинематические и электрические схемы и пр., которые уже рассматривались как применяемая в обучении технологии учебно-техническая документация. В роли средств наглядности они служат для раскрытия устройства, конструкции, внутренних связей и закономерностей, то есть сущности изучаемых объектов, действий и процессов. В отличие от натуральных объектов и их моделей, макетов и реальных изображений, условные изображения не дают учащимся непосредственных "живых" представлений об изучаемых объектах и процессах. Поэтому их применение следует практиковать после того, как соответствующие "живые" представления уже созданы с помощью других средств наглядности.

Для того чтобы в обучении технологии при изложении учебного материала, при инструктировании учащихся по практическим работам постоянно обеспечивать живое восприятие изучаемых технических устройств, инструментов, приемов работы и т.д., необходимо все разнообразие средств наглядности привести в определенную систему.

Наряду со средствами наглядности или наглядными пособиями при обучении технологии широко используются технические средства обучения.

Технические средства обучения (ТСО) - это комплекс технических устройств, применяемых для улучшения процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков и повышения эффективности труда учителя по осуществлению учебного процесса и контролю за его результатами.

К ТСО относят учебное кино, телевидение, звукотехнику, визуальные светотехнические устройства, средства программированного обучения и контроля (обучающие и контролирующие устройства), тренажеры, а также различную электронно-вычислительную технику (калькуляторы, процессоры, компьютеры и компьютерные классы) и другие технические устройства. Применение различных ТСО способствует, прежде всего, лучшей реализации принципа наглядности в обучении технологии. Здесь они как бы дополняют средства наглядности, расширяют их возможности.

Одна из важнейших дидактических особенностей ТСО - их информационная насыщенность. Они передают учебную информацию за более короткий промежуток времени, чем это можно сделать через устное изложение учебного материала учителем. ТСО позволяет осуществлять комплексное воздействие на зрительное и слуховое восприятие учебного материала учащимися. Выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность учебного материала, который предлагается учащимся через технические средства обучения, повышает их интерес к изучаемым явлениям, обеспечивает активность процесса познания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Методические указания к использованию игр на уроках математики в первом классе
Дидактические игры можно использовать почти на каждом уроке, отводя на их проведение 5-10 минут учебного времени. Дидактическую игру можно начинать, когда учащимися усвоен минимум какого-либо материала. Каждая дидактическая игра преследует определенные цели. Проведение игры с детьми и умелое руково ...

Профессионально–педагогическая деятельность по развитию творческих способностей учащихся
Успешное развитие системы образования предполагает разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распростране ...

Диагностика сформированности навыков монологической речи у учащихся в средних классах
В ходе анализа теоретических исследований по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков у учащихся средней школы мы, прежде всего, определили важность коммуникативного общения в повседневной жизни. От умения человека общаться зависят успешность профессиональной деятельности, активность ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru