Особенности развития творческих способностей нормально развивающихся старших дошкольников

Страница 1

Старший дошкольный возраст – возраст, в который активное воображение приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее предварять. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. [21,37].

Процесс творческого воображения изучался А.Н. Леонтьевым [24], П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым [26], О.М. Дъяченко [9,10,11] и др. В их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов [32].

Психологические исследования Л.С. Выготского[7,8,9], А.В. Запорожца[17,18], А.Н. Леонтьева [17], А.А. Люблинской [28,29] показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности – творческий. Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.

А.А. Люблинская [28] доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы.[15]

О.М. Дьяченко [11] в своих исследованиях выделила 3 этапа развития воображения:

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5—3 годам. В этом возрасте как раз и происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда — направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения — обращение к предметам-заместителям [10]. С другой — выделение своего личного «я», переживание своей отделенности от окружающего мира [3]. В этом возрасте можно четко выделить два типа воображения Это познавательное воображение, обнаруживаемое в тех ситуациях, когда ребенок с помощью кукол разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты и аффективное воображение, проявляемое при проигрывании ребенком своего переживания. специфической особенностью использования образа при порождении идеи воображаемого продукта является построение этого образа действием «опредмечивания». Отдельные впечатления от действительности достраиваются до некоторого предметного целого, причем занимают в этом целом центральное положение. Поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие стабильной общей деятельности), их образы могут отличаться значительной оригинальностью [40]. «Опредмеченный» образ становится первой ступенью в овладении средствами воображения как высшей психической функции, так как возможность его использования позволяет ребенку направлять свое воображение на решение стоящей перед ним задачи. Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение «творит» только идею, а ее сукцессивное разворачивание обычно лишь воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводило к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от нее.

Страницы: 1 2

Уровни профессиональной компетентности и духовности специалиста культуры
Профессиональные умения основываются на знаниях. Знания, в том числе профессиональные знания классифицируются по разным основаниям: - по уровням обобщения (В.П. Беспалько, А.М. Новиков): 1. Непосредственные (чувственные, образные) знания на уровне восприятий и представлений. 2. Феноменологические, ...

Работа социального педагога с родителями детей, находящихся в ДОУ
Семья для ребенка есть самое главное педагогическое учреждение, обеспечивающее интимно-личностные отношения, источник общественного опыта. Первая социализация личности происходит в семье. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении вс ...

Основные и дидактические функции основных средств обучения
Основные функции: 1. Компенсаторность – восстановительный, энерго - и время - сберегающий, облегчающий характер труда (и учащегося, и преподавателя). 2. Адаптивность – более спокойный, равномерный процесс "погружения" в новый учебный материал. 3. Информативность – ознакомление с необходим ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru