Педагогическая значимость праздников и досугов

Развитие образования » Педагогическая значимость праздников и досугов

Страница 1

Однако истоки праздничного действа связаны с противопоставлением праздника обычным дням - будням. В.Н. Топоров отмечал, что целью праздника было достижение оптимального состояния его участников от полноты мира и (или) Богоощущения до восстановления некоторого среднего, нейтрального обыденного уровня, нарушенного трагической ситуацией.

Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиций, возникало ощущение полного слияния с природой. М. Забылин отмечает, что большая часть народных праздников возникла во времена ещё самого глубокого язычества. Изобразительная сторона торжества связана с народными песнями, танцами, играми, нарядами и т.п.

Праздники годового, сезонного, недельного циклов, суточные эквиваленты праздников (утренняя и вечерняя молитва), праздники жизненного цикла и т.д., по утверждению В.Н. Топорова, образуют многоуровневый праздничный «текст», создавая календарь.

С праздничными днями народного календаря связаны созданные народной педагогикой «сценарии» для детей, народные приметы, прогнозы состояния окружающей природы. На этих праздниках дети учатся обращаться к народным приметам, предвидеть погодные изменения. В детской картине мира формируется представление о том, что сегодняшний день определяет будущее; в жизни каждый день имеет значение; исходной точкой завтрашней жизни является сегодня.

Роль праздника неоспорима в том смысле, что он снимает напряжение, гармонизирует эмоционально-психическое состояние человека и общества, возвращает подлинное соответствие с природой и социальной средой, примиряет с буднями, с их однообразием и монотонностью, восстанавливает мир с ограниченным местом и временем. На Руси всегда любили праздники не просто потому, что в эти дни «суетные дела спят», а потому, что духовное чтили выше телесного.

праздник дошкольный детский учреждение

Традиционно праздник в дошкольном образовательном учреждении готовится к «красному» дню календаря, когда дети исполняют стихи, песни, танцы, взрослые готовят с ними спектакль. Самой главной задачей выступает разучивание с детьми отдельных фрагментов праздничного сценария, их репетиция и показ родителям.

Праздник Урожая.

Новый год.

День птиц.

Масленица.

День защитников отечества.

Международный женский день.

Встреча пернатых друзей.

День победы.

Учитывая особенности мировидения детей, акценты праздничного действия необходимо делать на сказке (её драматизации, переживании сюжета), движении (танце), игре (словесной, подвижной, малоподвижной и т.п.), творчестве (двигательной, речевой импровизации и т.п.). Интеграция культурных знаний о мире, отражённых в празднике, о самом себе позволит ребенку смоделировать в сознании целостную картину мира, в которой все элементы пронизаны невидимыми связями.

Целостная интегральная технология праздника представляет собой пространство «погружения» ребенка и педагога в сферу культурных ценностей и смыслов целостного мировидения русского народа.

Цели праздника в нашей развивающей технологии классифицируются на ритуальные (сохранение обрядов и традиций народа) и психофизиологические (создание атмосферы радости в сообществе).

Ритуальные цели праздника реализуются благодаря его сообщности, в котором на равных правах участвуют педагоги, родители и дети разных возрастных групп. В празднике проигрываются элементы ритуалов, социального порядка. Давая детям, возможность прикоснуться к тайне своих истоков, праздник демонстрирует состояние мира, в котором Природа, Люди, Предметы находят гармоничное равновесие.

Психофизиологическое воздействие ритуала на организм ребёнка играет очень большую роль в функционировании праздника. Эмоциональное напряжение накапливается в процессе повседневной жизни, пронизанной сложной системой социальных запретов и ограничений, что присуще современной системе дошкольного воспитания. Праздник тесно связан с основными чувственными проявлениями человека, позволяет ему периодически разрядить нервное напряжение, что является одной из причин стойкости праздничных традиций у всех народов мира. Именно праздник представляет актуализацию целостной картины мира в сознании детей в творческих действиях, движениях, словах, цвете, звуке.

Во время праздника создаётся обостренное чувство общности и солидарности. Л.А. Абрамян подчёркивал, что многие ритуалы считаются недейственными, если их участники не находятся в дружеских отношениях, и поэтому предварительно все ссоры должны быть публично разрешены. В детском сообществе многие возникающие проблемы во взаимоотношениях детей могут быть разрешены в совместном праздничном действии.

Страницы: 1 2 3 4

Развитие советской системы специального образования
Главная задача советской власти — "перековка" неблагополучных детей в полезных граждан. В 1917—1918гг. было обнародовано около 30 правительственных документов, на основании которых: Церковь отделялась от школы; запрещалась благотворительная деятельность; упразднялись все благотворительные ...

Современные проблемы технологического образования школьников
Возможности реализации целей технологического образования связаны с обеспечением активности образовательного пространства на основе научно- методического, кадрового, материально-технического обеспечения и управления развитием педагогического процесса. Одним из важнейших и необходимых условий решени ...

Возрастные особенности старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте выделяется 2 формы внеситуативного общения – познавательная и личностная. [41 с-10] В первой половине дошкольного возраста (3–5 лет) появляется познавательная форма внеситуативного общения ребенка со взрослым. Он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Поэтому дете ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru