Проблема структуры школьного исторического образования

В нашей стране в системе школьного исторического образования неоднократно попеременно вводились линейная или концентрическая структуры. С момента введения в 1993 г. концентрической структуры эта проблема всё ещё остаётся актуальной и находится в фокусе общественного внимания. Об этом свидетельствует, в частности, частота обсуждения этого вопроса в педагогической прессе и в Интернете.

В мировой практике не доминирует линейная или концентрическая структура образования. Каждой стране свойственны особенности построения национальной системы.

В российском педагогическом сообществе существуют противоречивые интерпретации понятий “модель”, “структура”, “система” исторического образования. В конечном итоге понятийная путаница приводит к неэффективности при обсуждении вопросов о достоинствах и недостатках двух моделей исторического образования.

Под структурой исторического образования обычно понимается “порядок преподавания курсов отечественной и всеобщей (всемирной) истории в учебных заведениях”.

Обычно обсуждаются несколько известных тезисов, в частности: “Концентры — это хождение по кругу”. Это, безусловно, упрощённое понимание идеи концентрического обучения. Другая точка зрения состоит в утверждении, что концентры — это проблема только исторического образования, а не всей школьной политики.

Проблема концентров в педагогических дискуссиях подчас подменяет осмысление более общих проблем: какова реальная роль структуры образования в повышении его качества?

На какие факторы процесса обучения (цели, содержание, познавательные возможности учащихся, формы и способы преподавания и учения, результаты образовательного процесса) в первую очередь влияет порядок изучения курсов истории?

В настоящее время обсуждается вопрос о педагогических ресурсах линейной и концентрической модели исторического образования. Анализ мирового опыта исторического образования не выявил однозначного преимущества той или другой модели. Однако, учитывая перспективу введения в Российской Федерации обязательного полного среднего образования, представляется вероятным переход к линейной структуре по мере создания социально-педагогических условий.

В практическом плане это означает не восстановление прежней “советской” модели, а разработку и внедрение новой модели образования, отвечающей современным реалиям. Для этого необходимо изменить государственные образовательные стандарты и базисный учебный план, подготовить новый комплект учебников с программно-методическим обеспечением, новые контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ, обосновать особенности введения профильного обучения в условиях линейной структуры образования (или прийти к выводу о несовместимости линейной структуры и профильного обучения), провести повышение квалификации педагогов-историков, внести изменения в систему подготовки педагогов.

Подчеркнём, что, с нашей точки зрения, основные проблемы отечественного исторического образования связаны не с той или иной структурой образования, а с разным пониманием приоритетных целей образования, соотношения функций образования, воспитания и развития учащихся; несовершенством процедуры и механизма оценки образовательных достижений учащихся. То есть, необходима разработка новой современной концепции модернизации отечественного исторического образования.

Разработка план-конспекта урока «Создание компьютерной модели и резание деталей на станке с ЧПУ»
Тема урока: «Создание компьютерной модели и резание деталей на станке с ЧПУ». Цели урока: Сформировать у учащихся знания и умения по компьютерному моделированию изделий. Способствовать развитию пространственного воображения, умений аргументировать свои мысли, уверенности в принятии решений, расшири ...

Неразумная родительская любовь
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их детей». Есть много разновидностей этой уродливой любви. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая и любовь откупа. Любовь умиления – это самое печальное, ...

Методические разработки с элементами здоровьесбережения по теме "витамины"
Цель урока: сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников. Об ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru