Опираясь на исследования ведущих специалистов в области развития связной монологической речи, наш педагогический коллектив обобщил опыт работы в данном направлении. Система работы по формированию связной речи разрабатывается на основе комплексного подхода, включающего в себя диагностический и коррекционно-развивающий этапы. Диагностический этап направлен на обследование экспрессивной, импрессивной речи. Для оценки и дальнейшего анализа уровня сформированности связной речи детей нами используются следующие критерии:
· сохранение общей структуры рассказа (наличие начала, середины, конца);
· грамматическая правильность (правильное построение предложений, согласование слов в роде, числе, падеже);
· использование выразительных средств;
· удержание в памяти нужной последовательности изложения;
· звуковая сторона речи (темп, плавность, интонация);
· желание активно пользоваться связной монологической речью.
В результате обследования делается вывод об уровне развития связной речи у ребенка. Описание используемых нами диагностических методик для выявления уровня связной речи предлагается в Приложении 1.
Для высказываний детей с речевыми нарушениями характерно: перечисление признаков предмета в любой последовательности, нарушения связности, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному. В ряде случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных деталей предмета. Отчетливо выражены лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений. Принимая во внимание выше обозначенные особенности детей с речевыми нарушениями, очень важна поэтапность в работе по формированию связной речи.
Первый этап работы направлен на формирование навыка описания предметов, явлений. Коммуникативной задачей высказывания описания является создание словесного образа объекта: при этом признаки объекта раскрываются в определенной последовательности. Описанию присущи основные характеристики связного развернутого высказывания: тематическое и структурное единство, адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче, произвольность, плановость и контекстность изложения, логическая завершенность, грамматическая связность.
Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида развернутых высказываний определяют необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов формирования у детей с речевыми нарушениями навыков описательной речи. Эффективным приемом, на наш взгляд, при обучении детей с ОНР является прием параллельного описания логопедом и ребенком двух однотипных игровых предметов, когда логопед, а вслед за ним ребенок составляет описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Например:
Логопед Это кошка. У меня кошка серая с черными полосками. Лапки у нее беленькие. Шерсть у кошки мягкая, пушистая. Уши у кошки маленькие, острые Глаза у нее круглые, зеленые. У кошки длинные усы. И т.д. |
Ребенок У меня тоже кошка. У меня кошка вся черная. Лапки у нее беленькие. Шерсть у кошки пушистая. Ушки у кошки маленькие. Глаза зеленые… как огоньки. У нее большие усы. И т.д. |
Требования к проведению дидактических игр на уроках математики в начальных
классах
математика дидактический учебный познавательный Дидактическая игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения, но для того, чтобы обеспечить активизацию деятельности учащихся на уроке учителю нужно со ...
Воспитательные традиции христианских народов
В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окруж ...
Методика реализации стохастической линии в 8 классе
Основные задачи: По статистическим данным, представленным в таблице необходимо уметь находить основные статистические характеристики. Познакомить с еще одной статистической характеристикой – медианой ряда, формирование умений по ее нахождению Рассмотрение равновероятных событий, и введение классиче ...