Значение, задачи и функции контроля знаний

Развитие образования » Формы и виды контроля знаний » Значение, задачи и функции контроля знаний

Страница 1

Контроль над качеством достижений учащихся в образовательном процессе является одним из важных средств повышения эффективности обучения биологии.

На основе, полученной в результате проверки информации, учитель решает проблему управления учебным процессом, намечает пути дальнейшего продвижения школьников, устанавливает взаимосвязи ранее усвоенных и новых знаний. Формы и методы контроля или проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальных звеньев учебно-воспитательного процесса: изложение учебного материала, закрепления и повторения, обобщения и систематизации знаний. Систематическая проверка знаний учащихся чувство ответственного отношения к учёбе, повышает достоверность информации об усвоении изучаемого материала и расширяет возможности управления процессом обучения.

Одной из главных задач в работе учителя является планирование контроля знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов его контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приёмов, форм организации деятельности учащихся на уроках.

При проведении анализа контроля знаний особенно важным является накапливание информации о динамике качества знаний, выработка мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. В планировании контроля и отслеживания качества знаний по биологии есть свои особенности.

Проверка знаний вырабатывает у учеников навык готовить домашнее задание к каждому уроку, привычку к систематическому труду, воспитывает чувство ответственности за добросовестное выполнение работы в определённые сроки, волю в преодолении трудностей.

Контроль знаний является также средством самопроверки учителя, а значит и средством для улучшения качества его работы. Информация о достижениях учащихся важна и для родителей, чтобы участвовать в контроле над успеваемостью своего ребёнка, помогать преодолеть трудности в учении (Зверев, Мягкова,1985).

Задачи контроля в процессе обучения разносторонние:

1) Установление готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний;

2) Выявление причин их затруднений и ошибок;

3) Определение эффективности организации, методов и средств обучения;

4) Получение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения;

5) Выявление степени правильности, объёма и глубины знаний;

6) Выявление уровня развития психических новообразований.

Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.

При разных целях и видах проверки эти функции могут проявляться по-разному. Например, если взять такую форму проверки, как итоговый экзамен, то преобладающей функцией будет контролирующая (уже времени нет на обучение). Если ведётся текущая проверка усвоения изучаемого материала, то в этом случае доминировать должна обучающая функция. Может быть доминирующей и воспитывающая функция, когда например, учитель стремиться приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психические особенности, стимулируя их оценкой.

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углублении знаний, умений, с тем, чтобы создавать условия для последующего включения учеников в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренных программой по предмету. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приёмам взаимоконтроля и самоконтроля. В-третьих, эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполняемую работу, проявление инициативы.

Главная функция проверки – контроль знаний и умений школьников, роль которого - определение достижения учащимися базового уровня подготовки, овладения обязательным минимумом содержания биологического образования, необходимым для решения задач формирования научного мировоззрения, экологического, гигиенического, нравственного и трудового воспитания.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Диагностическая функция – получение информации об ошибках, недочётах и пробелах в знаниях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направления дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Страницы: 1 2

Задачи воспитания в семьях, где есть дети-инвалиды
Нельзя изучать ребёнка с ограниченными возможностями в отрыве от семьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи «ребёнок — мать — семья» (мать — отец, мать — ребёнок — инвалид, мать — здоровый ребёнок, отец — ребёнок-инвалид, отец — здоровый ребёнок, ребён ...

История Национального образования на Алтае в работах публицистов
История образования в Горном Алтае является составной частью региональной и отечественной педагогической науки. Исторический опыт обучения и воспитания в таком своеобразном по территории и народонаселению регионе интересен и специфичен, обусловлен прежде всего национальными и культурными особенност ...

Обоснование проблемного подхода, реально значимого для учащихся
Каким образом обосновать применение реального проблемного подхода в обучении географии? Здесь можно выдвинуть, по крайней мере, три причины. Во-первых, становится все более очевидным, что умение решать проблемы играет важнейшую роль в жизни граждан любой национальности, будь то высокоразвитые или р ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru