Цели и задачи элективных курсов

Страница 1

Новым вариантом образовательного стандарта для общеобразовательной школы не предусмотрено обязательное изучение образовательной области «Технология» на старшей ступени. Иными словами, на базовом уровне для этой образовательной области стандарт не разрабатывается. Действительно, трудно представить себе изучение технологии «вообще», вне конкретной области продуктивной деятельности человека. В то же время нельзя всерьез считать выпускника общеобразовательной школы подготовленным к современной жизни без знакомства с основами и конкретными примерами современных технологических процессов, которые пронизывают инфраструктуру общества, без привития основ технологической культуры, которой так не хватает трудовым ресурсам в России.

На данном этапе решение этой проблемы в системе общего образования в полной мере не найдено. Для некоторых профилей старшей ступени общего образования (их можно условно назвать академическими) технологии соответствующих возможных областей будущей практической деятельности учащихся остаются «за кадром», а для некоторых профилей (так называемые технологические профили, к которым можно отнести информационно-технологический, аграрно-технологический и семейство индустриально-технологических профилей) становятся чуть ли не основным объектом изучения. В то же время объем часов, отводимых на конкретные технологии для этой последней группы профилей, недостаточно большой для формирования навыков, свойственных специалистам конкретных (пусть даже простых) квалификаций, но достаточно большой для того, чтобы расширить представление учащегося о мире профессий [28].

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация концепции профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования носит пока поисковый, промежуточный характер и будет, вероятно, еще не раз уточняться.

Тем важнее в существующей ситуации роль так называемых элективных курсов, которые не привязаны к сложившейся системе традиционных школьных учебных предметов. Элективные курсы, число которых может быть достаточно большим, проходя практическую апробацию, могут в будущем стать хорошей основой для формирования нового содержания вариативного компонента школьных профилей, способствуя решению задач социализации выпускников школ, развитию их ключевых компетенций, индивидуализации обучения и т.п., без снижения при этом уровня доступности образования и без ограничения выбора (за счет ранней специализации).[13]

Что означает выбор профиля, а затем и профессии? Это означает решить, на что человек готов потратить примерно треть своей жизни. Конечно, профессию можно и поменять, в конце концов, мало что нельзя изменить в жизни человека (кроме родителей и, например, места рождения). Вопрос — в цене ошибки, в тех личных и общественных издержках, которые несут сам человек и государство в случае необходимости смены профессии. Даже если повторное обучение оплачивается не из бюджета, государство несет огромные потери за счет того, что активный и трудоспособный гражданин на длительное время уходит из сферы продуктивной деятельности (в нашей стране ситуация с трудовыми ресурсами складывается хуже, чем в большинстве развитых стран).

Следует учитывать, что на этапе предпрофильного обучения решается задача не только выбора учащимися профиля в старшей школе, но и выбора профессии при поступлении в образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования, а учитывая, что многие вузы предлагают курсы подготовки продолжительностью два года, то и высшего профессионального образования. Поэтому элективные курсы должны по возможности помочь ученику принять решение по всем названным проблемам.

Страницы: 1 2 3

Общие принципы управления педагогическими системами
Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных фу ...

Общественные мотивы в мотивационной сфере дошкольника
Мотивационная сфера - это сложное образование. Мотивы различаются по уровню произвольности. Например, малыш побуждается непосредственными мотивами. Или это органические потребности, или различного рода непосредственные интересы, которые непроизвольно заставляют его действовать. В дальнейшем ребенок ...

Речевое общение и условия его формирования в школе для слабослышащих учащихся
Речевое общение (коммуникация) представляет собой особый вид деятельности, цель которой - обмен мыслями, установление взаимопонимания. При речевом общении люди передают разнообразную информацию (сообщают определенные сведения), запрашивают информацию, побуждают друг друга к действию, выражают свое ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru