Цели воспитания

Страница 1

В первую очередь, следует обратить внимание на специфические черты цели как социально-психоло­гического феномена:

цель существует, но она недостижима, так как в процессе движения к ней изменяется субъект цели, а, сле­довательно, видоизменяется и тот образ продукта, кото­рый складывается в его сознании;

цель имеет лишь внешние контуры, лишена кон­кретных характеристик, потому что динамичны обстоя­тельства жизни, в которых разворачивается достижение цели, а значит, динамична и сама цель, динамическую характеристику она сохраняет, лишь будучи общей це­лью, освобожденной от конкретных и частных деталей;

цель, при ее объективном характере, с точки зрения зарождения, всегда субъективна: ее ставит и формулирует субъект, а значит, цель сохраняет его субъективное, отличное от другого субъекта восприятие действительности, предвосхищение реальности, очертания, признаков же­лаемого результата.

В конечном счете, целеполагание разворачивается перед исследователями в непосильной, неодолимой труд­ности, а попытка назвать вещи своими именами, то есть предложить четкую и ясную цель воспитания, вместо того чтобы стать отправной точкой работы педагога с детьми, угасает и как бы не существует более.

Второе, что объясняет двусмысленность нашей пози­ции по отношению к цели воспитания, - наш сложный кризисный период общества, без стратегии социальной перестройки и при слабом научно-теоретическом обосно­вании ее содержания. Отсюда неизбежность размытых идеалов, ложность предлагаемых образцов жизни и про­пагандируемых эталонов поведения. Цель «идеальна» и в плане ее способности отражать эталонное, образцовое, наилучшее на данный момент жизни человека. Но где взять этот образец в распавшейся действительности? Бу­дучи субъективной, цель объективна в том смысле, что она черпается из объективной реальности и - ниоткуда более.

В практической работе учителя проблема цели стано­вится камнем преткновения, если он не признает эту проблему краеугольным камнем воспитательной системы. Для его же профессиональной аттестации вопрос о цели воспитания - пробный камень его педагогического мас­терства. Однако все это не означает невозможности пре­одоления всех подводных камней поставленного вопроса. Приступим же к нахождению ответа, хотя вопрос труд­ный и сложный и вызывает аналогию крепкого камня, сопротивляющегося человеческим слабым силам.

Но сначала предупредим прямолинейное представле­ние о воспитании как целенаправленном подавлении личности ребенка и психологическом манипулировании.

Истинное воспитание потому и сочетает в себе науку и искусство, как это отмечал К.Д. Ушинский, что объектив­ные закономерности социального развития в жестких рам­ках культуры должны оставлять место индивидуальному своеобразию, свободе личностного «Я», становлению субъектности. Если бы мы не признавали такой гармонии, мы бы либо заняли позицию грубого давления на лич­ность, в корне отличную от истинного воспитания тем, что продиктована интересами того, кто воздействует на ребенка, но нисколько не интересами самого ребенка, либо отступили бы от воспитания, предоставив дело раз­вития личности случаю и стихии, а ребенка - слепой судьбе.

Противоречие необходимости и свободы, должного и же­лаемого, социального и индивидуального разрешается общим характером цели воспитания так, чтобы этот об­щий характер позволял сохранять в границах своих бес­конечную вариативность индивидуального развития.

Главное, чтобы жизнь в обществе была осмысленной для человека, чтобы, находясь в системе социальных от­ношений, он понимал их содержание, назначение, цен­ность для всех и для отдельного человека, чтобы этот подрастающий человек становился личностью. Не особью только. Не индивидом только. А особью и индивидом на уровне личности.

Роль педагога состоит, в таком случае, в разворачи­вании перед воспитанником веера разнообразных жиз­ненных выборов и научении ребенка производить сво­бодный осознанный выбор, за который в дальнейшем он и станет нести ответственность.

Разумеется, у данного выбора существуют границы, очерченные культурой. Современность выработала вполне определенный, хотя и весьма широкий образ достойной жизни для сегодняшнего человека. «Достойная жизнь» - это жизнь, соответствующая всем предназначениям чело­века, позволяющая ему раскрыть все потенции, реали­зующая его сущностные функции, в корне отличающие его от животного, это жизнь, основанная на Добре, Ис­тине, Красоте. Педагогу следует ориентировать ребенка на выбор, соответствующий основам достойной жизни,

Страницы: 1 2

Инновации в обучении праву
О сочетании традиционных и инновационных технологий в правовом обучении Слово «инновация» появилось в исследованиях ученых XIX в. и означало введение отдельных элементов культуры в другую среду. Такое значение этого понятия сохранилось в современной этнографии. Педагогические инновации стали предме ...

Технология уровневой дифференциации
Одной из действующих технологий обучения русскому языку становится технология уровневой дифференциации, при которой обязателен переход от усвоения учащимися всего излагаемого учителем учебного материала к обязательности усвоения только точно указанного. Учебный процесс строится так, чтобы ученики с ...

Выбор профессии
Мой выбор пал на профессию юрист. Я думаю, потому что на данный момент востребованность таких специалистов в перспективе. И хочется ощущать, что ты много знаешь о законах, это нужно не только в профессиональной практике, но и для себя. Ну и конечно мне хочется иметь высокооплачиваемую работу. На ск ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru