Большинство специалистов выделяют устоявшиеся в методике обучения пути осуществления межпредметных связей. Среди них выделяют следующие:
— учет учителем уже имеющегося багажа знаний обучаемых при использовании разновариантных методов проведения учебного занятия;
— воспроизведение уже знакомой информации (главного) в логической связи с содержанием конкретного урока по праву. На имеющуюся базу знаний учитель предлагает наложить новую информацию.
Большую роль в системе методики обучения праву играют приемы установления внутрикурсовых связей, обеспеченные внутренним логическим единством правового содержания учебного предмета. Основные правовые курсы построены весьма логично: первоначально обучаемый овладевает комплексом знаний в области теории права, закрепив понятия «право», «структура права», «отрасль права», «юридическая ответственность», а затем на базе изученных понятий рассматривает особенности правового регулирования конкретных общественных отношений (семейных, трудовых, уголовных, гражданских, процессуальных). Таким образом, приступая, предположим, к изучению темы «Брак и семья» учитель предлагает обучаемым вспомнить сущность таких понятий, как «отрасль права», «семейное право», «нормы права», «частное право» и проч. Знания о них ребенок получил в первых разделах курса. Методические приемы установления внутрипредметной связи отличаются многообразием и должны применяться с учетом отведенного на это учебного времени. Считается, что наиболее эффективным способом установления таких связей является беседа, комплекс специальных воспроизводящих вопросов-заданий, которые позволяют обучаемым вспомнить, сравнивать, сопоставлять, выделять общее и отличное, выявлять сущность нового. Нельзя уделять слишком много времени на воспроизведение изученного, ибо в этом случае теряется целевая установка использования межкурсовых связей. Прошлый материал должен стать всего лишь фоном для изучения нового. При установлении внутрипредметных связей используют наглядные пособия: схемы, таблицы, которые быстро помогают ученикам вспомнить изученный материал.
Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, включая цели, задачи, содержание, методы, средства, формы обучения разным предметам. Необходимо видеть те связи, которые учитываются в содержании права, и те, которые идут от права в другие учебные предметы.
Способы реализации и планирование межпредметных связей в обучении
математики и биологии
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя математики. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями химии, физики, посещения о ...
Анализ практики использования школьного сочинения как средства оценки
личности учителя
Для изучения оценочного аспекта отношения младших школьников к учителю мы изучили практику использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя. Как оказалось, учителя редко обращаются к этому приему работы. Так, используется сочинение детей на тему «Моя учительница» и методику ко ...
Понятие творческой деятельности, пути и способы реализации творческой
деятельности
В данном параграфе рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия творческая деятельность, путями и способами ее реализации. Проведен анализ научной и педагогической литературы по вопросам учета в процессе обучения школьников индивидуальных особенностей их мыслительной деятельности. Рассмотр ...