Мышление и его динамика

Страница 4

Комплексное развитие детского мышления в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:

усвоение и активное использование речи как средства мышления;

соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического;

выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями [9].

Таким образом, из вышесказанного видно, что мышление младшего школьника формируется в процессе обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний.

Следует отметить, что начальное обучение использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников. Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний [15].

Выводы по первой главе

Проблема учебной мотивации и динамика мышления младших школьников является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Были рассмотрены труды В. К. Вилюнас, К. К. Платонов, Л.И. Божович, Д. К. Маккеланд, Г. Олпорт, Дж. Уильям, Дж. Дьюи, И. М. Сеченов, И. П.Павлов и В. М. Бехтерев, О. Кюльпе, Э. Гуссерля, М. Вертгеймера и К.Дункера,А. Н. Леонтьев.

Мотивация – это динамический процесс на успех, самостоятельное преодоление трудностей и, что наиболее важно, одобрение. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

В 6-7 лет преобладают широкие социальные мотивы: стать взрослым, занять место школьника и т.д. Уже к концу первого класса этот мотив реализован, поэтому важно, чтобы от 1 класса к 4 классу нарастали мотивы учения (желание овладеть знаниями, потребность думать, преодолевать трудности).

Младшему школьнику свойственно так же преобладание узко-личностных мотивов – одобрение окружающих, престижность.

Интеллектуальное развитие происходит в младшем школьном возрасте в основном в школе. Согласно теории Ж.Пиаже этот возраст характеризуется переходом от дооперационнального мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Мышление становится менее интуитивным и эгоцентричным, постепенно превращаясь в логическое. Развивается теоретическое мышление с ним связаны следующие новообразования: анализ, внутренний план действий, рефлексия.

Страницы: 1 2 3 4 

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития
Игра - это одна из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут ...

Методика преподавания тем по вопросам правового регулирования экологии и образования
Вопросам правового регулирования образования в школьной программе не уделяется достаточного внимания. Однако, будучи участниками образовательного процесса, ученики и педагоги должны знать правила поведения тех, кто становится субъектом подобных правоотношений. Методика научно-методического анализа ...

Реализация педагогических условий в группах раннего возраста
Обучение ребенка математическим представлением осуществляется в процессе совместной деятельности педагога и детей в ходе дидактических игр. Для реализации первого условия мы систематизировали игры для развития математических представлений представленных в таблице 6. Таблица 6 -- План системы провед ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru