Мышление и его динамика

Страница 4

Комплексное развитие детского мышления в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:

усвоение и активное использование речи как средства мышления;

соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического;

выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями [9].

Таким образом, из вышесказанного видно, что мышление младшего школьника формируется в процессе обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний.

Следует отметить, что начальное обучение использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников. Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний [15].

Выводы по первой главе

Проблема учебной мотивации и динамика мышления младших школьников является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Были рассмотрены труды В. К. Вилюнас, К. К. Платонов, Л.И. Божович, Д. К. Маккеланд, Г. Олпорт, Дж. Уильям, Дж. Дьюи, И. М. Сеченов, И. П.Павлов и В. М. Бехтерев, О. Кюльпе, Э. Гуссерля, М. Вертгеймера и К.Дункера,А. Н. Леонтьев.

Мотивация – это динамический процесс на успех, самостоятельное преодоление трудностей и, что наиболее важно, одобрение. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

В 6-7 лет преобладают широкие социальные мотивы: стать взрослым, занять место школьника и т.д. Уже к концу первого класса этот мотив реализован, поэтому важно, чтобы от 1 класса к 4 классу нарастали мотивы учения (желание овладеть знаниями, потребность думать, преодолевать трудности).

Младшему школьнику свойственно так же преобладание узко-личностных мотивов – одобрение окружающих, престижность.

Интеллектуальное развитие происходит в младшем школьном возрасте в основном в школе. Согласно теории Ж.Пиаже этот возраст характеризуется переходом от дооперационнального мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Мышление становится менее интуитивным и эгоцентричным, постепенно превращаясь в логическое. Развивается теоретическое мышление с ним связаны следующие новообразования: анализ, внутренний план действий, рефлексия.

Страницы: 1 2 3 4 

Общая характеристика нетрадиционных форм организации деятельности на уроке
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уро ...

Формирование у школьников обобщенных умений
Деятельностный подход к организации учебного процесса позволяет не только успешно решить проблему эффективного усвоения знаний всеми учащимися, но и формировать у учащихся умение самостоятельно, осознанно, грамотно планировать свою деятельность при решении различных задач. Достигается это формирова ...

Современные проблемы высшего технического образования
В настоящее время кризис высшего технического образования, несмотря на усилия педагогического состава вузов, продолжает усугубляться. У истоков имеющегося кризиса имеется несколько причин: престижность и мода на образование гуманитарного и экономического направления; небольшое количество промышленн ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru