Развитие советской системы специального образования

Развитие образования » Специальная педагогика » Развитие советской системы специального образования

Страница 1

Главная задача советской власти — "перековка" неблагополучных детей в полезных граждан.

В 1917—1918гг. было обнародовано около 30 правительственных документов, на основании которых: Церковь отделялась от школы; запрещалась благотворительная деятельность; упразднялись все благотворительные организации. В конце 1917 г. была организована Государственная комиссия по просвещению, занимавшаяся созданием новой школьной системы. 50

Специальные образовательные учреждения перешли под юрисдикцию Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), который возглавлял А.В. Луначарский:

умственно отсталые дети" воспитывались во вспомогательных школах;

"телесно дефективные" (глухонемые, слепые, калеки) — в специальных заведениях.

Модель закрытого интерната, в котором дета с отклонениями в развитии изолировались от общества, постепенно становится основной. Постановление СНК РСФСР "Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков" (1926) регламентировало учебно-воспитательный процесс в учреждениях специального образования, число которых в первое 10-летие советской власти сократилось по сравнению с дореволюционным периодом.

Оформление новой системы произошло в конце 20-х гг. Цель специального образования - "подготовка через школу и труд к общественно полезной трудовой деятельности". Наркомпросу поручено подготовить план введения всеобщего обучения слепых и глухонемых Госплан должен создать сеть школ и классов для умственно отсталых детей. Н.Н. Малофеев отмечает, что принципиальным отличием специального образования в СССР является его цензовый характер. Постановление ЦК ВКП(б) "О всеобуче" не содержало отдельной статьи о детях с отклонениями в развитии и соответственно распространяло на них нормативы обучения, предназначенные для нормально развивающихся детей. Таким образом, был установлен для всех без исключения категорий детей школьного возраста единый образовательный ценз.

Источник финансирования системы специального образования — госбюджет.

2. Особенности развития системы специального образования в 50—60-е гг.:

дифференциация учреждений специального образования - появление их новых видов и типов;

расширение их сети, чему способствовали школьные реформы — введение обязательного 8-летнего образования (1959), а затем и 10-летнего (1966).

3. Государственная система специального образования в 80-х гг. в СССР:

в массовых школах начали открываться специальные классы для детей с задержкой психического развития;

в конце 80-х п. были организованы первые экспериментальные классы для глубоко умственно отсталых.

К 1 990 г. общее число специальных школ составило 2789 (около 575 тыс. учащихся).

Имелось 8 видов специальных школ и 15 типов специального обучения.

В дошкольных учреждениях - более 300 тыс. детей с отклонениями в развитии.

Позитивные стороны специального образования я СССР:

структурное совершенствование, дифференциация, расширение охваты специальным обучением нуждающихся в нем детей;

Страницы: 1 2 3

Модель интегративного подхода в комплексной подготовке военных специалистов в условиях гражданского морского вуза
Интеграция гражданского и военного профессионального образования вызвана современными потребностями общества в соответствии с социально-политическим и экономическим развитием государства. Повышение качества подготовки будущих военных специалистов в условиях гражданского вуза – одна из немаловажных ...

Особенности обучения информатике
Говоря о преподавании информатики, следует первоначально изучить нормативную документацию, а именно стандарты образования. В данном документе идет речь не только о перечне необходимых ЗУН учащихся, но и о возможном техническом оснащении уроков информатики. Например, использование в преподавании кур ...

Содержание, цели и задачи воспитания гражданского самосознания школьников
Начало 21 в. для Казахстана – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью [12, 52]. Изменения. Происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешн ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru