Проверка умения ребят работать по обобщенному плану

Страница 1

В старших классах общеобразовательной школы №24 проводился эксперимент с целью проверить умение ребят работать по обобщенному плану при работе с физическими величинами. Оба класса – 10 А и 11 А – имеют социально – экономический уклоны и наиболее успевающие среди параллельных классов. Каждый ученик получил индивидуальное задание с общим для всех планом раскрытия физической величины. Школьники могли пользоваться своими учебниками при работе с обобщающими таблицами, т.к. для каждого класса была отобрана своя величина уже изученная или предстоящая к изучению в этом году.

Характеристика физической величины проводится по такому плану:

1) Какое явление или свойство характеризует данная величина?

2) Определение величины.

3) Определительная формула и формулы связи с другими величинами.

4) Какая это величина: скалярная или векторная?

5) Единица измерения.

6) Способ измерения величины.

Итак, в 10 классе задание выполнили 22 ученика, из них правильно раскрыта величина у восьми учеников. Шестеро учеников раскрыли понятия не по плану, а как им показалось удобно, из них только 2 ученика правильно ответили на пункты плана. Таким образом, 12 учеников раскрыли понятия не совсем точно с отсутствием сведений в некоторых пунктах. Особенно проблемными оказались следующие вопросы:

1) Какое явление или свойство характеризует данная величина?

2) Способ измерения величины.

В данном случае ребята затруднились различить само определение и свойство, характеризующее величину. Таким образом, для того, чтобы успешно выполнить задание, необходимо было обратиться к логическому мышлению, к умению синтезировать и анализировать прочитанное о физической величине.

При ответе на второй проблемный вопрос нужно было, просто проанализировав сведения о величине, вспомнив все измерительные приборы, назвать прибор, либо ответить, что значение вычисляется через опосредованные измерения.

Среди одиннадцатиклассников гораздо больше правильных работ, лишь двое перепутали пункты плана. Справились 16 человек, 4 ученика не полностью раскрыли понятие величины. Проблема связана была с первым проблемным вопросом. Необходимо отметить, что среди работ учащихся 11 класса десять величин раскрыто глубоко и грамотно.

Таким образом, одиннадцатиклассники отличаются более высокими показателями результата и качества работы. Скорее всего, это объясняется тем, что ученики 11 класса осознали ответственность, приобрели глубокие знания и навыки при работе с учебником. Результаты десятиклассников показали, что ребят надо подтянуть в знаниях и навыках, необходимо чаще давать такие задания по обобщению.

 

В работе раскрыта сущность систематизации и обобщения на уроках физики. Роль этих процессов велика, так как улучшается не только качество усваиваемого материала, но и развивается способность анализировать, абстрактно представлять многие понятия и определения.

Эксперимент показал, что подача ребятам систематизированного материала в виде схем, таблиц, различных сопоставлений заметно лучше усваивается. В тоже время развития умения самих ребят обобщать материал и систематизировать благоприятно скажется при изучении других школьных предметов, так как конечная цель обучения в школе каждого ученика – развить все творческие возможности, таланты ученика, т.е. выпускник должен обладать широким кругозором и ясным представлением физической картины мира. Эксперимент также показал, что ребята интенсивно пользуются методами систематизации, уверенно конспектируют и воспроизводят конспекты, многие знакомы с приведением знаний в систему, т.е. во взаимосвязи, причем в более старшем возрасте ребята осознаннее подходят к процессу повторения и учению.

Одна из проблем учителей – это понимание обобщения как обычного повторения материала, заключающегося в припоминании формул и решении задач. На самом же деле систематизация и обобщения более широкое понятие, включающее в себя творческие задачи, которые способствуют развитию аналитического мышления.

Содер

Страницы: 1 2

Выбор и обоснование психолого – педагогической системы требований к профессиональной подготовке будущих специалистов
Специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и науке, соответствующие требованиям новых технологий, которые неизбежно будут внедряться; ему нужны базовые знания, проблемное, аналитическое мышление, социально-психолог ...

Содержание и значение клинических основ специальной педагогики
1. Клинические основы специальной педагогики — это совокупность основных знаний медицины и биологии человека (Б.А. Архипов). Они позволяют: увидеть биологические и социальные причины возникновения отклонения и развитии; понять сущность повреждений в организме и особенности развития ребенка с отклон ...

Безразличная установка
Некоторые родители считают, что жизнь сама научит ребенка во всем разбираться, и поэтому специально заниматься половым воспитанием нет необходимости: в свое время он сам все поймет. В результате подростки, юноши и девушки порой не имеют представления о жизненно важных вещах. Некоторые не имеют поня ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru