Систематизация и обобщение учебного материала по физике в средних общеобразовательных учреждениях

Развитие образования » Систематизация и обобщение учебного материала по физике в средних общеобразовательных учреждениях

Тема работы выбрана не случайно, ведь понимать функции, значение, виды систематизации и обобщения важно для всякого учителя, стремящегося к увеличению эффективности восприятия учениками материала курса. Умение обобщать материал было актуально во все времена - древние философы были знамениты умением наблюдать явления, обобщать и оформлять свои мысли в красивые изречения, оды, стихи. В журналах по методике преподавания физики в школе прошлого столетия и нашего можно встретить различные способы систематизации знаний. Необходимо отметить, что систематизация и обобщение - это творческий процесс, но все же требующий соблюдения некоторых правил.

Реформы образования и развитие технического прогресса стали причиной трудностей, возникших перед учителем. В частности увеличился объем изучаемого материала без предусмотрения дополнительных часов на новый материал, а значит уменьшение времени на изучение каждой темы. Перед учителем основной школы появилась задача предпрофильной подготовки учащихся, помочь ребятам в предстоящем выборе направления обучения в старших классах в связи с введением профильного обучения. В старших классах в зависимости от профиля учитель выполняет разные задачи, но одна цель – передать красоту науки физики, продемонстрировать межпредметные связи, систематизировать полученные знания за 11 школьных лет в единую физическую картину мира. Таким образом, учитель физики должен найти оптимальный метод обучения. Существуют различные подходы к решению задач, например, использование компьютеров, личностно-ориентированный подход, индивидуальные методы обучения, систематизация и обобщения и др.

Объектом изучения в данной работе является организация учебного процесса по физике, а предметом изучения - систематизация и обобщение учебного материала по физике в общеобразовательных учреждениях. Экспериментальное исследование направлено на изучение эффективности усвоения при проведении обобщения и систематизации в старших классах общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

1. изучить закономерности процесса обучения и воспитания, проблемы, с которыми сталкивается современный учитель;

2. анализировать научный материал на тему систематизации и обобщения по многочисленным источникам;

3. экспериментально исследовать уровень навыков обобщения учащихся старших классов средней общеобразовательной школы № 24 г. Ульяновска;

4. разработать вспомогательный материал для обобщения и систематизации на уроках по физике;

5. разработать конспекты обобщающих уроков по систематизации учебного материала.

При планировании учебного процесса по физике в основной школе для успешной реализации образовательных задач необходимо уделять внимание следующим вопросам:

1) проводить целенаправленную работу по формированию у школьников учебных умений;

2) концентрировать учебный материал по физике вокруг фундаментальных понятий;

3) способствовать интенсивному развитию мышления учащихся;

4) полнее использовать принцип систематизации и обобщения изучаемого материала (1).

В данной работе проанализируем последнее направление. Обобщение знаний в учебном процессе решает две задачи: способствует более глубокому и осознанному усвоению знаний и формированию определенных приемов мышления. В процессе обобщения знаний учебный материал предстает перед учащимися в систематизированном виде, чему способствует установление связи между изученными понятиями, законами и теориями, определение границ их применимости, четкое выделение особенностей тех или иных явлений, их сходство с другими и отличия от них.

В ходе обобщения знаний развиваются мышление и познавательные способности школьников, выполняются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация и т.п. Это открывает большие возможности для формирования научного мировоззрения учащихся, поскольку позволяет завершить формирование у них представлений о современной физической картине мира, показать в ней место каждой изученной теории. На обобщающих занятиях перед учениками можно раскрыть процесс развития и становления научных знаний и ознакомить с методами научного познания. В связи с рассмотрением вопросов истории физики школьников знакомят с трудами и биографией отечественных и зарубежных ученых, тем самым, осуществляя их нравственное воспитание.

Специальная педагогика и педагогика Монтессори
воспитание монтессори специальный педагогика Анализ педагогической системы Монтессори и многолетний зарубежный опыт показывают, что по многим своим педагогическим условиям Монтессори-педагогика удивительно точно сообразуется с принципами и технологиями специальной педагогики. Установлено, что интег ...

Методы формирования самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских
На уроках для формирования самоконтроля используются различные методы обучения. Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции. ...

Анализ экспериментальной работы выявления эффективности социально-педагогического управления в деятельности социального педагога в школе
Актуальность данной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся вопросов управления в сфере образования. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям населения в различных учреждениях, в том числе и в школе. Но актуальность данной проблемы широк ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru