Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики

Развитие образования » Специальная педагогика » Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики

Страница 1

1. Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи. Лингвисты рассматривают язык как сложное многоуровневое образование.

Языковые единицы соотносятся с языком или языковым стандартом.

Психолингвистические единицы могут быть соотнесены с речевой деятельностью.

Большинство отечественных психологов рассматривают речь как речевую деятельность, выступающую или как целостный акт деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в качестве речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия - она включает фазы:

• ориентировки;

• планирования (в форме "внутреннего программирования");

• реализации;

• контроля.

2. Язык — общественное явление, носитель общественного сознания, интегратор социального опыта, который осваивается человеком на протяжении всей жизни.

В социальном характере языка исследователи выделяют такие аспекты:

• социальная природа языковой способности;

• социальная обусловленность речевой деятельности.

Социальная природа языковой способности формируется в процессе усвоения системы языковых знаков, в которых зафиксирован исторический опыт людей.

Решающую роль играет межличностное общение, создающее предпосылки для этого усвоения.

По мнению А.А. Леонтьева, личность присваивает человеческие способности, опредмеченные в явлениях культуры, через систему языковых знаков. Происходит воспроизведение в свойствах и способностях индивида исторически сложившихся свойств человеческого вида, в том числе и такого, как умение пользоваться языком. Языковая способность формируется у ребенка в процессе его общения прежде всего со взрослым.

Л.С. Выготский, Р.Я. Гальперин подчерки па ют тождественность речевой и неречевой деятельности с точки зрения их социальной природы.

Социальная обусловленность речи предопределяется природой языковых знаков, в которых отражен социальный опыт. Ребенок в своем развитии усваивает этот опыт через постижение значения слова, представляющего собой отношение знака (т. е. слова) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо о г того, как он представлен в индивидуальном сознании.

3. Развитие детской речи — это сложное взаимодействие процесса общения ребенка (главным образом) и его предметной и познавательной деятельности.

Постепенно развивающаяся у ребенка языковая способность обеспечивает усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков (А.А. Леонтьев).

Периодизация становления и формирования детской речи соответствует следующим аспектам:

фонетическому;

грамматическому;

семантическому.

4. Развитие символической функции а онтогенезе (в концепции Л.С. Выготского) связано со становлением языковой способности и предпосылками развития мышления и речи. До определенного момента речь и мышление развираются независимо друг от друга. Ребенок открывает символическую функцию речи примерно в 2-летнем возрасте: слово становится единством звука и значения и содержит в себе все основные свойства, которые присущи речевому мышлению в целом. Патология речи - это "нарушение речевой деятельности, обусловленное информированностью или разладом психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива, т. е. как нарушение языковой способности" (А.А. Леонтьев).

Страницы: 1 2 3

Коррекционная направленность нетрадиционных техник изображения
В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. К сожалению, на занятиях нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их высокая коррекционная значимость. Между тем приме ...

Статистика специальной педагогики
1. Статистика специальной педагогики учитывает частоту и виды нарушения развития. Статистический учет ведут такие международные организации, как ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Тем не менее точные, исчерпывающие данные отсутствуют в связи с различными критериями выделения лиц, ...

Роль разговорной речи в общем развитии, обучении и воспитании глухих детей
Чтобы определить роль развития разговорной речи для учащихся 1-ого класса рассмотрим как освещены проблемы развития речи, в том числе и разговорной, в сурдрпедагогике и сурдопсихологии. Диалогическая, или разговорная, речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями м ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru