Способы коррекции

Страница 1

Звук

с

Подготовительный этап. Прежде чем начать обучение произношению звука с

, нужно, чтобы ребенок услышал и понял, что он пропускает этот звук. Ребенок не анализирует звуковой состав слова, а воспринимает лишь его смысл и не замечает, что пропускает звук.

Подобрав два слова, например Саняи Аня,

воспитатель предлагает послушать и показать, кого он назовет. Берет две куклы — девочку и мальчика, говорит: «Эту девочку зовут Аня, а этого мальчика — Саня». (Говоря слово Саня,

воспитатель выделяет звук с

, произнося его более длительно.) Затем предлагает повторить. Ребенок два раза произносит слово Аня

.

«Скажи еще раз и послушай внимательно, как ты называешь мальчика. Слышишь? А теперь послушай, как я скажу. Сссаня

. Будем учиться произносить звук с

».

Постановка звука. Сначала надо выработать длительную воздушную струю, идущую посередине языка. Для этого воспитатель предлагает ребенку подуть на слегка высунутый широкий язык. Следит, чтобы язык не был зажат зубами. После того как ребенок освоит умение дуть на высунутый язык, можно переводить язык за нижние зубы, чтобы получить нужную воздушную струю.

Воспитатель говорит: «Посмотри, где у меня лежит язык, видны ли зубы. Сделай и ты так же. Открой рот. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Широкий язык прижми внизу к передним зубам. Посмотри, как хорошо у тебя получилось! Прикрой рот. Теперь подуем . Видишь, воздух идет. А если на руку подуть, то почувствуешь холодную струйку воздуха. (Подносит руку ребенка к его подбородку тыльной стороной.) Теперь отдохни».

Во время паузы нужно приготовить ватный фитилек и научить ребенка держать его, приложив к подбородку так, чтобы на него попадала воздушная струя. Если струя воздуха слабая, надо попросить ребенка подуть на ватку сильнее, но чтобы при этом не надувались щеки. Полученную правильную артикуляцию нужно повторить 5—6 раз, делая паузы, чтобы у ребенка не ослабевало внимание и чтобы он успевал контролировать свои действия.

Если на следующем занятии ребенок не сможет воспроизвести правильную артикуляцию, надо показать ее еще раз.

Полученный звук с

ребенок не должен сразу пытаться произносить в словах. Необходимо, чтобы артикуляция стала для него привычной. Этого можно достичь путем многократного произношения изолированного звука, но такое упражнение однообразно, скучно. Поэтому вводится элемент игры — воспитатель предлагает воспроизвести свист воздуха, выходящего из насоса, скрип новых сапог и т. п.

Хорошо усвоенный звук ребенок легко будет автоматизировать в словах, фразах, стихотворениях.

Звук с'

После автоматизации звука свызывают путем подражания звук с'

. Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, сё, сю

. При этом воспитатель просит ребенка шире улыбнуться, так как оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука. После того как будет усвоено правильное произношение слогов, можно переходить к словам.

Звук з

Постановка звука з

не вызовет трудностей после того, как звук с

будет хорошо автоматизирован в словах, фразах и коротких стихотворениях. Поставить звук зпомогает ощущение рукой вибрации голосовых связок в гортани. Одну руку (тыльной стороной) ребенок прикладывает к шее воспитателя спереди (сильно прижимать руку не нужно), другой рукой легко касается своей шеи.

Сначала воспитатель произносит звук с,потом плавно переходит на звук з

. Повторяет 2—3 раза звуки, после чего ребенок произносит их сам. Нужно помочь ребенку сравнить звуки. «Слышишь, — говорит воспитатель,— с

— тихий звук, «голос спит», а з— громкий, «голос проснулся», звонко поет песни».

Звук з'

вызывают путем подражания звук з'

.

Звук ц

Постановка звука ц

возможна только после того, как звук с

будет исправлен и войдет в речь ребенка.

Звук ц

сложный, он состоит из звуков т

ис

,

которые произносятся быстро, один за другим. На этой его особенности и построена методика. Воспитатель говорит: «Скажи т

, а теперь с,еще раз скажи. Хорошо, молодец, а теперь говори быстро, без перерыва: тс,тс, тс

».

Иногда у ребенка сразу звучит ц,иногда получается сочетание звуков: тэс

или тыс

. Лучше всего это исправить, показав ребенку, что и т

и спроизносятся без перерыва, сразу. Взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц

он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при тэс

Страницы: 1 2

Физиологические основы развития мелкой моторики рук
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психичес ...

Информационная функция
Согласно А.Бирнбауму количество информации, обеспеченное j-м заданием теста в данной точке θi - это величина, обратно пропорциональная стандартной ошибке измерения данного значения θi с помощью j-го задания. Для описания информации, соответствующей заданию вводится информационная функция ...

Обучение монологической речи
Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. [1, с. 143] Одной из задач, которую выдвигает программа средней школы по иностранному языку, является обучение монологической речи. Целью обучения является формир ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru