Воспитательная роль сочинений и изложений

Страница 1

С о ч и н е н и я в школе занимают особое место: им в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную работу, планируемую учителем.

Сочинения и рассказы являются как раз тем наилучшим средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради подлинного общения, ради выражения своих мыслей и чувств, ради художественного творчества.

Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к строгому и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком, их сочинения развивают чувство коллективизма, повышают общественную активность.

Более всего способствует решению воспитательных задач целенаправленность раскрытия выбранной темы. Особенно удачными в этом смысле оказываются темы о труде и героях труда, о жизни октябрятского и пионерского коллектива, о школе, о родном селе или городе, о героях революции и войны, о будущем.

Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя. Воспитательный эффект сочинений зависит от выбора темы, от степени самостоятельности пишущего, от того, насколько его сочинение пишется сердцем, а не только пером.

Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесение чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор

материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.

В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьником не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме.

Образно-эмоциональные повествования в описаниях – хорошее воспитательное средство. На прогулках, в походах, во время экскурсий дети любуются красотой природы, лучше узнают свою родную землю.

У миллионов взрослых людей при слове Родина возникают в памяти картины, виденные ими в детстве, среди которых выросли. Есть ли у школы более благородная задача, чем помочь детям почувствовать прелесть русской природы, то мягкой и нежной, то суровой и величественной! Живые, эмоциональные сочинения позволяют детям еще раз пережить чувства, которые ими владели во время игры, прогулки,

В сочинение дети вводят стихотворные цитаты (учитель, впрочем, должен помнить, что чрезмерное увлечение цитатами приносит вред), вклеивают иллюстрации или рисуют картинки сами.

Пример, который здесь приводится, не оставляет сомнений в воспитательной значимости детского речевого творчества:

Белка

Вчера мы в лесу видели белочку. Она быстрая, веселая. Сидит на сосне и смотрит. Глазки у нее как шарики. Потом она прыгнула. Мы побежали, но больше ее не видели». (29 слов; I класс.)

В этом живом и непосредственном рассказике отразились детская пытливость, любознательность, любовь к природе. Ученик коротко, но в основном правильно описал зверька, который встретился ему, вероятно, впервые в жизни и восхитил его своей красотой и ловкостью.

Сочинение написано с увлечением.

Коллективная подготовка к таким сочинениям проводится очень осторожно. Здесь особенно важен индивидуальный подход, так как запас впечатлений у каждого ученика свой и выражается он по-разному.

Страницы: 1 2 3

Проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогических вузах
Современная педагогическая и психологическая наука предполагает различные системы профессиональной подготовки студентов в зависимости от их индивидуальных возможностей и различий, и с учетом ряда других факторов. Сделать такое количество учебных программ, которое бы учитывало большинство из них, - ...

Идея личностно-деятельностного подхода
Рассмотрим основные характеристики личностно-деятельностного подхода. Первая характеристика заключается в приоритетности личностно-смысловой сферы школьника, учителя в образовательном процессе. Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного о ...

Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву
Среди множества наук, существующих в нашем обществе, особую роль играют науки педагогические, определяющие гуманную миссию человечества — передать своим потомкам весь тот багаж знаний, который позволит им творить, изменять окружающий мир, жить в мире и согласии. Воспитывая и обучая тех, кому принад ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru