Обученная беспомощность: Формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.
Неадекватная самооценка: Проявляется в основном в завышенной самооценке связанной с ролью всезнающего учителя. В состоянии дистресса на фоне эмоционального выгорания самооценка занижена, характерны самообвинения, самобичевания.
Монологизм: Этот процесс сопровождается угасанием способности к диалогу - не как к обмену "дежурными репликами", а как к взаимообмену и взаимообогащению личностными смыслами, как к проникновению во внутренний мир "Другого" и отражению в нем своего внутреннего мира. Вместе с тем, понимая ограниченность монолога, педагог прибегает к имитации диалога, порой, не замечая того, что это именно имитация. Большое количество ситуаций, наблюдаемых на уроках нами, а также зафиксированных студентами в ходе педагогической практики, позволяют говорить не об истинном, а о псевдодиалоге. Главными его показателями являются: а) знание и проговаривание ребенком того, что от него хочет услышать учитель; б) оценивание высказываний ученика на основе их соотнесения с "эталонным ответом" (словосочетание из реальной практики некоторых педагогов); в) изобилие речевых штампов при отсутствии или дефиците неповторимых индивидуальных оттенков.
Формализм: Формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по принципу «лишь бы отстали».
Дидактогения, относящаяся к общепрофессиональным деформациям, представлена А.Л. Свенцицким как выработанная педагогической профессией дидактическая, поучающая манера общения. Кроме того, что дидактогения вероятнее всего будет препятствием к установлению наиболее благоприятных для обучения отношений педагога с обучающимися, нередко она проявляется и в сфере личных отношений [17, с.45]. По мнению Е.И. Рогова общепедагогические деформации отмечаются у всех педагогов проявлением назидательности, завышенной самооценкой, излишней самоуверенностью, догматичностью взглядов, отсутствием гибкости. Он считает, что это происходит в результате сближения субъекта деятельности с ее средствами [18, с.225].
Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии, подробно описаны С.П. Безносовым [19, с.120]. Разрастающееся теоретическое и практическое содержание наук, выделение все новых научных отраслей влечет к сужению границ, в которых может реализовывать себя специалист. Информации так много, что педагог хоть и должен быть по требованию профессии всесторонне развитым, но встает перед выбором: быть «верхоглядом» или специалистом только в своей области. В процессе профессионализации педагог закономерно углубляется в область профильной для него науки. Таким образом, узкая специализация с одной стороны и ограниченность ресурсов отдельного субъекта деятельности с другой стороны приводят к изменениям в личности, диктуемым специализацией, а также к преобладанию одних качеств над другими. Так, например, отличаются друг от друга стереотипы мышления преподавателей технических и гуманитарных дисциплин; преподаватель русского языка будет автоматически поправлять собеседника при неверном произношении, а преподаватель логики – проверять соответствие структуры фразы логическим законам ее построения; преподавателю математики будет важно, чтобы информация, которой он обладает (в том числе мировоззренческая), была четкой и логически обоснованной и т.д.
В рамках деятельностного подхода С. П. Безносов выделяет несколько направлений деформирующего влияния элементов профессиональной деятельности на личность:
- ограниченность ресурсов отдельного субъекта деятельности. Поскольку возможности (анатомические, физиологические, психологические) человека не безграничны, чтобы не остаться в профессиональной среде «дилетантом и верхоглядом», он вынужден тренировать одну свою способность в ущерб остальным. Глубина профессионализма и его одновременная ограниченность всегда взаимосвязаны [19, с. 41];
- следствием субъект – объектного (предметного) подхода в профессиях типа «человек - человек» являются дидактогения в педагогике, ятрогения в медицине, обезличивание человека в судебных процессах [19, с.44];
Особенности формирования экономических знаний у умственно отсталых школьников
Анализ литературы, теория и практика педагогических исследований показали, что адаптационные проблемы возникают повсеместно. Наиболее остро они проявляются при начале учёбы в школе, переходе из класса в класс, при выпуске учащихся из школы, при поступлении в специальные учебные заведения. Ряд этих ...
Способы реализации и планирование межпредметных связей в обучении
математики и биологии
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя математики. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями химии, физики, посещения о ...
Слуховое восприятие устной речи
Одной из важных задач работы со слабослышащими детьми является формирование у детей навыков восприятия устной речи. Устная речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, средство общения и специфическое орудие мышления. В общественно – трудовой деятельности, в быту люди используют при ...