Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности

Страница 1

До недавнего времени главным результатом обучения и воспитания детей считались усвоенные ЗУН. Однако социально-экономические преобразования в обществе происходят очень быстро и непредсказуемо. Современным детям приходится жить в мире, существенно отличающемся от того, в котором живут их родители. Поэтому на сегодняшний день главный результат обучения и воспитания зависит от уровня развития способности к самостоятельным действиям, от умения принимать самостоятельные решения в качественно новых условиях.

Для успешного функционирования в современном мире, по мнению Б.Г. Ананьева, юношество должно обладать двумя противоположными качествами:

Устойчивым, твердым ядром личности (направленности), мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями.

Человек должен обладать гибкостью мышления, способностью усваивать и перерабатывать новую информацию, т.е. быть открытым ко всему новому [Ананьев 1980: 5].

Анализ различных подходов к рассмотрению этой сложной противоречивой проблемы свидетельствует, что одним из реальных путей ее решения является включение учащихся в исследовательскую деятельность, так как она в наибольшей степени способствует подготовке учащихся к жизни в современном мире.

Во многих странах Западной Европы, в США существуют направления по поиску и работе с талантливой молодежью. Можно сказать, что в этих странах происходит «образовательная революция», направленная на поиск будущей научной элиты.

Проблемой развития у учащихся одаренности и творческих способностей путем вовлечения их в исследовательскую деятельность занимаются многие психологи и педагоги: И.Д. Чечель, Н.И. Дереклеева, А.В. Леонтович, А.И. Савенков, А.И. Доровской, А.В. Хуторской и др. В их работах ключевой проблемой всего педагогического процесса выступает проблема мотивации. Осознание учеником идеи творческого поиска и создание внутреннего интереса ученика к познанию мира, себя, и себя в этом мире – очень трудоемкий процесс, но результат оправдывает средства.

Следует подчеркнуть, что возникла не только острая потребность, но и появились объективные предпосылки для включения школьников в исследовательскую работу непосредственно в школе. Одной из них является накопленный опыт такой работы в рамках научных обществ учащихся в бывшем СССР, начиная с 1967 года. Н.И. Зильберберг отмечает некоторые из новых предпосылок:

1. Практически в каждой школе страны имеются современные компьютеры, которые могут быть использованы в процессе организации исследовательской деятельности учащихся.

2. Многие школы России в настоящее время ведут исследовательские работы, связанные с реализацией программ развития, разработанных в школе. При выполнении этих программ проблема развития учащихся, как правило, является одной из центральных, на ней сосредоточено внимание всего педагогического коллектива школы.

3. В рамках реализации различных программ (связанных с информатизацией системы образования) проводится подготовка педагогов не только к работе с компьютером, но и подготовка к применению проектных технологий.

4. В настоящее время в России проводятся различные конкурсы, на которых школьники не только могут представить результаты своих исследований, но и получить их объективную оценку, познакомиться с мнением ведущих учёных о том, что сделано ими.

5. Большое число школ страны участвуют в экспериментах по организации предпрофильного образования и работы профильной школы. Одна из основных идей предпрофильной школы является идея портфолио. Для того чтобы подготовить портфолио, школьник может выполнить какое-то исследовательское задание.

6. Важной предпосылкой расширения исследовательской деятельности школьников является и то, что многие вузы страны разработали и реализуют программу дистанционного обучения. В рамках таких программ школьники могут готовиться к исследовательской деятельности и выполнять исследования под руководством преподавателей, аспирантов и студентов вузов. Школьники заинтересованы в этом и потому, что это повышает их шансы поступить в вуз [Зильберберг 2006: 205–206].

Страницы: 1 2 3 4

Реальные проблемы географического содержания
Несмотря на то, что решение многих реальных проблемных задач требует применения умений, понятий и знаний процессов из других учебных предметов, существуют проблемы и сугубо географического характера. Возникнув на уроках географии, они могут перерасти в географическое исследование. Их появлению спос ...

Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов
Наличие достаточного числа тестовых заданий позволяет перейти к разработке теста как системы, обладающей целостностью, составом и структурой. На третьем этапе отбираются задания и создают тесты, повышаются качество и эффективность теста. Целостность теста образует взаимосвязь ответов испытуемых на ...

Задачи и содержание работы по формированию устной речи слабослышащих учащихся на уроках развития устной речи
Важной частью занятий по развитию речи является формирование умений выражать в ней разнообразные смысловые отношения. Эта работа воспитывает у детей логико-грамматическую сторону речи, новые слова осознаются и усваиваются лишь в связи с другими словами. В языковой системе выделяются виды смысловых ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru