Физиологические основы развития мелкой моторики рук

Страница 3

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Движения пальцев рук постепенно совершенствовались - из поколения в поколение люди выполняли всё более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в мозге человека. Так развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развивалась и совершенствовалась и речевая функция человека.

Вопросом влияния двигательного умения руки на развитие речи ребёнка занимался канадский нейрохирург У. Пенфилд. Он вёл большую работу по составлению "карты" речевых зон мозга и в образной форме показал проекцию всех частей тела в коре головного мозга - это так называемый гомункулюс (человечек) Пенфилда.

Рассматривая анатомические отношения, надо обратить внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.

Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребёнка, чем тренировка общей моторики.

Давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.

Исследования М.М. Кольцовой (1973) доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Таким образом, развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга.

Необходимо обратить внимание на то, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи; нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Страницы: 1 2 3 

Роль театрализованной игры в формировании межличностных отношений старших дошкольников
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). [5] Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осм ...

Уровни профессиональной компетентности и духовности специалиста культуры
Профессиональные умения основываются на знаниях. Знания, в том числе профессиональные знания классифицируются по разным основаниям: - по уровням обобщения (В.П. Беспалько, А.М. Новиков): 1. Непосредственные (чувственные, образные) знания на уровне восприятий и представлений. 2. Феноменологические, ...

Планирование работы по изучению раздела «Техническое творчество 10 класс»
Планирование учебного процесса создаёт предпосылки для своевременного обеспечения учебного процесса. Создаётся возможность установления межпредметных и внутрипредметных связей. Планирование позволяет эффективно подводить итоги выполнения учебного процесса и способствует организации оптимального обу ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru