Воображение как фактор системы музыкального восприятия

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Воображение как фактор системы музыкального восприятия

Страница 1

В исполнительской и педагогической практике уже давно установилось представление о музыкальности как главном свойстве специфической одаренности. Выступая как доминирующее свойство личности, музыкальность существенно влияет на поведение, интересы, склонности – все стороны психической деятельности индивида, выступая потенциалом, а музыкальное восприятие – процессом. Именно музыкальность детерминирует количественно-качественные особенности восприятия, выражаясь в музыкальной деятельности, которая, в свою очередь, раскрывает потенциал музыкальности и развивает его.

Будучи системообразующим фактором музыкального восприятия и системным качеством личности, музыкальность как музыкально-психологическая категория и является предметом научного исследования. У нее до сих пор нет четкого определения сущности, структуры, диагностики, поскольку проблема музыкальности носит междисциплинарный характер – на стыке психологии, педагогики, эстетики, культурологии и музыкознания, что, как следствие, влечет за собой отсутствие возможности единого толкования понятийного аппарата музыкальности, определения ее составляющих и детерминантов.

С точки зрения Б. Теплова, музыкальность рассматривается как «совокупность нескольких способностей». Возникает вопрос, – каких именно способностей? Современные исследователи (Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин и др.) в области психологии способностей и музыкальной психологии пришли к пониманию того, что способности, составляющие музыкальность, не могут сводиться только к «специфическим» способностям, а должны сочетаться в структуре музыкальности, исходя из теории способностей В.Д. Шадрикова и В.Н. Дружинина, с так называемыми «специальными» и «общими способностями» – в противном случае музыкальность как свойство личности уже не была бы музыкальностью, а сводилась у индивида всего лишь к чувству ритма, интонационному, ладовому чувству или чувству интервалов, т. е. музыкальным способностям, совершенно не отождествляемым с музыкальностью, как ее представляют большинство современных исследователей. При этом коммуникативное намерение автора музыкального произведения потеряло бы всякий смысл, а коммуникативная направленность музыки потеряла бы свое значение, что привело бы, в конечном итоге, к непониманию музыкальной речи, музыкального языка. Еще Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский и другие исследователи видели в музыке, музыкальной речи своеобразную и единственную в своем роде форму коммуникации между людьми, их духовного общения друг с другом. Как средство коммуникации и одновременно структуру, в недрах которой зарождаются и оформляются сами музыкальные мысли, трактует музыкальный язык и В.В. Медушевский. Следовательно, музыкальность, чье функциональное предназначение, вытекает из сказанного, – адекватное восприятие информации, переданной средствами музыкальной выразительности, с последующим осознанием этой информации и передачи ее в каком-либо виде в музыкальной или внемузыкальной деятельности (вербализации). Не может быть ограничена всего лишь музыкальными способностями, а должна сочетать в себе какие-то еще качества или свойства личности индивида. Рассмотрим это предположение подробнее.

В своих исследованиях музыкальности некоторые ученые выделяют такое свойство личности, как эмоциональность, которое к настоящему времени стали определять как значимый и релевантный музыкальности фактор. По мнению Б.М. Теплова, «основной признак музыкальности – переживание музыки как выражение некоего содержания». Эту же точку зрения разделяют В. Мясищев и А. Готсдинер. Они считают, что «…музыкальность – это специфическая способность через восприятие музыкально-слуховых компонентов эмоционально глубоко переживать музыку, чувствовать ее содержательную сторону». Таким образом, музыкальность в своем составе должна содержать элемент, отвечающий за осмысление получаемой информации, или содержания. Это предположение находит подтверждение в высказывании Г.М. Цыпина: «Мыслить – значит соотносить, сопоставлять то, что звучит в данный момент, с тем, что уже отзвучало, а по возможности и с тем – если «мыслит» музыкально одаренный и профессионально «подкованный» индивид, – что должно будет прозвучать в дальнейшем, по ходу развития музыкальных идей».

О значении воображения в музыкальном восприятии и, соответственно, в музыкальности размышляют и другие исследователи. Причем некоторые авторы ассоциируют воображение с творчеством, и это оправданно. По мнению Ф.Т. Михайлова, в его теоретическом исследовании креативной основы психики «во образ –это не что иное, как креативный акт продуктивного воображения, он-то и творит». Предметами переживаний, мыслей, памяти, восприятия, по мнению этого исследователя, являются образы, «создаваемые креативным продуктивным воображением» (Михайлов Ф.Т. – 1974). Творческий аспект в воображении видит и Д.Н. Узнадзе, – «Воображение, мышление, – полагает он, – являются своего рода творчеством, своего рода психической деятельностью, в которой действительность отражена не пассивно, а активно». «В случае воли субъект обращается к этим активным процессам – воображению и мышлению, с их помощью создает, строит воображаемую ситуацию» – продолжает эту же мысль Г.М. Цыпин.

Страницы: 1 2

Проблема индивидуально-психологических особенностей личности
Проблема индивидуально-психологических особенностей личности является одной из важных в психологии. Значение и учет ее особенно важен в тех случаях, когда психология непосредственно обращается к жизни, к практике. К индивидуальным особенностям относятся особенности эмоциональной мыслительной личнос ...

Загрязнение окружающей среды
Химическая промышленность охватывает большое количество отраслей: производство основного органического синтеза, нефтехимические, коксохимические и другие- производства. Часть из них уже стала самостоятельными отраслями промышленности. Производство кислот, солей, щелочей, некоторых химических элемен ...

Методы ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами
Г.М. Лямина [15], Л.С. Метлина [16] подчёркивают, что работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов. Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением разным видам изобра ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru