Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие образования » Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание.

Как убедительно доказано научными исследованиями Кольцовой М.М. и канадским нейрохирургом У. Пенфилдом, прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки - аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных: Т.А. Власовой [], А.Р. Лурия [], И.П. Павловым [], М.С. Певзнер [] и др.

Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе двигательной и ручной. Это отмечается многими специалистами: С.Е. Гаврилиной [], Н.С. Жуковой [], М.М. Кольцовой [], В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко [], Н.Л. Кутявиной, И.С. Лопухиной [], Е.М. Мастюковой, А.Л. Сиротюк, Т.А. Ткаченко.

Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, эти серьёзные проблемы можно решить.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространённых форм психической патологии детского возраста. Данные дети отстают от своих сверстников по уровню развития знаний и навыков. Проявления задержки развития чрезвычайно разнообразны, но практически у всех детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

Однако, несмотря на очевидную связь уровня психического развития с развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, данный аспект не находит широкого освещения в специальной литературе.

В связи с выбранной темой была сформулирована цель исследования.

Цель -

создать и провести психо-коррекционную программу, направленную на развитие мелкой моторики рук

у детей старшего дошкольного возраста с

задержкой психического развития и выявить ее эффективность.

Объект -

мелкая моторика рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет -

особенности проявления мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза -

развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития будет проходить более успешно при использовании в психокоррекционной программе игр и игровых упражнений, соответствующих уровню их психического развития.

Исходя из цели и гипотезы исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

мелкая моторика рука игровой

2. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня развития мелкой моторики рук.

3. Разработать и осуществить психо-коррекционную программу по развитию мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

4. Проанализировать результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы

исследования: изучение документации (медицинской и психолого-педагогической), наблюдение за деятельностью детей, анкетирование, тестирование, организация и осуществление психолого-педагогического эксперимента в единстве его этапов (констатирующий, формирующий, контрольный).

Проблема соотношения эстетического восприятия и художественного развития личности
Одной из основных является в педагогике проблема эстетического восприятия и художественного развития личности в условиях художественного коллектива. Данная проблема заключается в том, что участники художественного коллектива обязательно должны получать информацию эстетического характера для развити ...

Роль дидактической игры в развитии внимания учащихся
Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной и коллективной. «Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форм ...

Анализ экспериментальной работы выявления эффективности социально-педагогического управления в деятельности социального педагога в школе
Актуальность данной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся вопросов управления в сфере образования. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям населения в различных учреждениях, в том числе и в школе. Но актуальность данной проблемы широк ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru