Последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание.
Как убедительно доказано научными исследованиями Кольцовой М.М. и канадским нейрохирургом У. Пенфилдом, прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки - аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных: Т.А. Власовой [], А.Р. Лурия [], И.П. Павловым [], М.С. Певзнер [] и др.
Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе двигательной и ручной. Это отмечается многими специалистами: С.Е. Гаврилиной [], Н.С. Жуковой [], М.М. Кольцовой [], В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко [], Н.Л. Кутявиной, И.С. Лопухиной [], Е.М. Мастюковой, А.Л. Сиротюк, Т.А. Ткаченко.
Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, эти серьёзные проблемы можно решить.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространённых форм психической патологии детского возраста. Данные дети отстают от своих сверстников по уровню развития знаний и навыков. Проявления задержки развития чрезвычайно разнообразны, но практически у всех детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.
Однако, несмотря на очевидную связь уровня психического развития с развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, данный аспект не находит широкого освещения в специальной литературе.
В связи с выбранной темой была сформулирована цель исследования.
Цель -
создать и провести психо-коррекционную программу, направленную на развитие мелкой моторики рук
у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития и выявить ее эффективность.
Объект -
мелкая моторика рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет -
особенности проявления мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза -
развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития будет проходить более успешно при использовании в психокоррекционной программе игр и игровых упражнений, соответствующих уровню их психического развития.
Исходя из цели и гипотезы исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
мелкая моторика рука игровой
2. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня развития мелкой моторики рук.
3. Разработать и осуществить психо-коррекционную программу по развитию мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.
4. Проанализировать результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы
исследования: изучение документации (медицинской и психолого-педагогической), наблюдение за деятельностью детей, анкетирование, тестирование, организация и осуществление психолого-педагогического эксперимента в единстве его этапов (констатирующий, формирующий, контрольный).
Особенности при
овладении навыками связной речи
Характеризуя состояние связной речи умственно отсталых детей, необходимо отметить, что в отличие от детей с нормальным развитием, у которых эта форма речи появляется еще в дошкольном возрасте, умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания. ...
Формирование самоконтроля
учащихся лесомеханического техникума на уроках производственного обучения
Целью второго этапа экспериментального исследования являлось формирование самоконтроля учащихся на уроках при изучении предмета «Слесарное дело» в учебных мастерских. Соответственно мы ставили следующие задачи: 1. На основе анализа педагогической и методической литературы разработать конспекты урок ...
Условия развития воли младших
школьников средствами подвижных игр
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно во ...