Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие образования » Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание.

Как убедительно доказано научными исследованиями Кольцовой М.М. и канадским нейрохирургом У. Пенфилдом, прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки - аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных: Т.А. Власовой [], А.Р. Лурия [], И.П. Павловым [], М.С. Певзнер [] и др.

Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе двигательной и ручной. Это отмечается многими специалистами: С.Е. Гаврилиной [], Н.С. Жуковой [], М.М. Кольцовой [], В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко [], Н.Л. Кутявиной, И.С. Лопухиной [], Е.М. Мастюковой, А.Л. Сиротюк, Т.А. Ткаченко.

Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, эти серьёзные проблемы можно решить.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространённых форм психической патологии детского возраста. Данные дети отстают от своих сверстников по уровню развития знаний и навыков. Проявления задержки развития чрезвычайно разнообразны, но практически у всех детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

Однако, несмотря на очевидную связь уровня психического развития с развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, данный аспект не находит широкого освещения в специальной литературе.

В связи с выбранной темой была сформулирована цель исследования.

Цель -

создать и провести психо-коррекционную программу, направленную на развитие мелкой моторики рук

у детей старшего дошкольного возраста с

задержкой психического развития и выявить ее эффективность.

Объект -

мелкая моторика рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет -

особенности проявления мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза -

развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития будет проходить более успешно при использовании в психокоррекционной программе игр и игровых упражнений, соответствующих уровню их психического развития.

Исходя из цели и гипотезы исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

мелкая моторика рука игровой

2. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня развития мелкой моторики рук.

3. Разработать и осуществить психо-коррекционную программу по развитию мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

4. Проанализировать результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы

исследования: изучение документации (медицинской и психолого-педагогической), наблюдение за деятельностью детей, анкетирование, тестирование, организация и осуществление психолого-педагогического эксперимента в единстве его этапов (констатирующий, формирующий, контрольный).

Понятие о содержании воспитания
Содержание воспитания - составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание ...

Речевое развитие глухих и слабослышащих детей
речь развитие нарушение слух глухой Рассмотрим особенности и специфику основных этапов речевого развития глухого ребенка в сравнении его со слышащим. Условно можно выделить три основных этапа – преддошкольный, дошкольный и школьный. Преддошкольный этап речевого развития охватывает возраст до 3 лет. ...

Понятие чтения
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”. Чтение на своем п ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru