Обучение ребенка математическим представлением осуществляется в процессе совместной деятельности педагога и детей в ходе дидактических игр. Для реализации первого условия мы систематизировали игры для развития математических представлений представленных в таблице 6.
Таблица 6 -- План системы проведения дидактических игр
Название игры |
Игра действие |
Игровые правила |
оборудование | |||
Цвет: 1.Веселое ведерко. |
Малыш снимает крышку, достает мелкие предметы и с помощью взрослого раскладывает их на столе таким образом,чтобы они были в поле его зрения и не закрывали друг друга. |
Показывая ребенку ведерко, воспитатель предлагает открыть его и посмотреть, что там. Воспитатель называет те игрушки, которые ребенок вынимает из ведерка, отмечает, какие они красивые. |
Ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, оранжевого, желтого, зеленого. Синего, фиолетового, черного и белого цвета. Высота ведерка-12 см.,размер предметов- вкладышей-3-4,5 см. (рис1) | |||
Велечина: 1.Давай посмотрим, что в ведерке ? |
Малыш с помощью взрослого открывает крышку и, вынимая предметы по одному, рассматривает их.Затем воспитатель выкладывает на стол рядом с маленькими большие кубики и объясняет, что игрушек много: больших и маленьких. Педагог вместе с ребенком сортирует предметы по величине: большие кубики складывает в большое ведерко. Оставшиеся маленькие кубики ребенок сам складывает в маленькое ведерко. |
Показывая ребенку большое ведерко, закрытое крышкой, педагог поясняет, что в нем есть игрушки. Предлагает ребенку открыть крышку и достать их. Когда все кубики будут рассмотрены, воспитатель просит малыша сложить их в ведерко и закрыть его крышкой. При необходимости педагог помогает выполнить задание. |
Большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (4 больших и 5 маленьких). Высота большого ведерка-16 см, маленького-10см. Размер большого кубика-4,5х4,5х4,5 см, маленького-3х3х3 см. (рис2) | |||
Форма: 1.Ведерко с сюрпризом. |
Педагог предлагает малышу опустить руку в ведерко и достать какую нибудьигрушку.Ребенок вынимает кубик или брусок. Взрослый радостно восклицает: «Какая красивая игрушка! Молодец, что достал ее из ведерка!»- вызывая у малыша эмоциональный отклик. |
Взрослый показывает ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нем что-то есть. Снимая крышку, демонстрирует предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать вначале более устойчивые предметы- кубик брусок, пирамидку, грибочек; затем катающиеся-цилиндр, яичко, мячик. |
Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яичко, мячик.Высота ведерка-10-12 см; размер предметов для вкладывания-3-5 см. (рис 3) | |||
Пространство: 1.Игра с флажком. |
Подними флажок вверх, опусти вниз, вытяни руки вперед, спрячь их назад. |
По команде взрослого ребенок должен, выполнять направления с флажком. |
Флажок. | |||
Количество: 1.игра камешки. |
Воспитатель кладет на стол 3 зеленых камешка в ряд и предлагает положить напротив столько же красных. Применяя прием приложения,дети убеждаются, что зеленых камешков столько же, сколько и красных. Затем воспитатель изменяет расположение зеленого ряда путем изменения расстояния между камешками. Сначала камешки кладет на большом расстоянии друг от друга, потом друг около друга, затем воспитатель кладет зеленые камешки в коробку, а в четвертом случае ребенок берет их в руку. После каждого изменения педагог спрашивает детей, зеленых камешков столько же, сколько и красных, или больше (меньше), просит обосновать ответы. Постепенно воспитатель увеличивает количество камешков обоих цветов. |
Взрослый выкладывает предметы, постепенно увеличивая или уменьшая предметы. Количество предметов увеличивает или уменьшает до тех пор, пока большинство детей отвечает правильно. Количество следующих предметов для сравнения зависит от правильности предыдущих ответов детей. |
Коробочка, 3 зеленых и 3 красных камешков. | |||
Диагностика организации методической работы в ДОУ
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации, утверждает Кларин М. В.(25), может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи к ...
Экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления
детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги в современном
ДОУ
Цель педагогического эксперимента: изучение развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги (оригами). Задачи: 1. Провести диагностическое исследование уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, на ...
Анализ практики использования школьного сочинения как средства оценки
личности учителя
Для изучения оценочного аспекта отношения младших школьников к учителю мы изучили практику использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя. Как оказалось, учителя редко обращаются к этому приему работы. Так, используется сочинение детей на тему «Моя учительница» и методику ко ...