Воля - это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием И. З. Гликман [7, с, 107] понимает сознательно совершаемое усилие над собой, которое является толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия. В наличии волевого усилия человек убеждается тогда, когда необходимо преодолеть значительные трудности.
Е. И. Рогов [23, с. 186] определяя волю, отмечает, что воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков».
На схеме это выглядит следующим образом:
Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная регуляция активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия нормальной жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим в указанной выше задаче может быть выделено два основных действия воли — активизация и торможение.
Первую иногда называют также термином побудительная или стимулирующая.
Волевые или произвольные действия появляются у человека не сразу. Они развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные.
К непроизвольному типу поведения И. В. Дубровина [8, с. 232] относит также импульсивные действия, неосознанные, неподчиненные общей цели. Специфическая особенность волевого поведения в том, что человек внутренне переживает состояние «я должен», а не «я хочу» (бывают случаи совпадения волевого и импульсивного поведения: «Я хочу исполнить свой долг»). Поэтому, образно выражаясь, наша жизнь представляет собой постоянную борьбу волевого и привычного обыденного поведения. В противоположность непроизвольным волевые сознательные действия, более характерные для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели.
Волевую активность характеризуют преднамеренность и волевое усилие. Преднамеренность связана с планированием действий заранее, с учетом обстановки и возможностей. Однако и импульсивные действия тоже совершаются под влиянием сознательно подаваемой самим человеком команды; в них находят отражение, как потребность, так и цель, объект действия [18, с. 165].
Волевое усилие является ядром любого волевого акта. Волевые усилия характеризуются интенсивностью, длительностью и направленностью. Под волевым усилием понимают сознательно и большей частью полностью осознанно совершаемое усилие над собой, являющееся толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия: при прислушивании, при наблюдении, при сосредоточении внимания, при принятии решения, при выполнении движения [6, с. 187]. Волевое усилие имеет различную степень выраженности, как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявление тем или иным человеком силы воли.
Длительность волевых усилий, по мнению В. С. Кузина [14, с. 157], зависит от силы мотива к действию (если человек очень хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у человека, тем длительнее он может сохранять волевые усилия).
Длительность волевой активности, отмечает С. Л. Рубинштейн [24, с. 134], зависит и от энергетики активности: чем большие ресурсы имеются у человека, тем более длительно он может сохранять волевое напряжение.
Характеристика волевых усилий по длительности и интенсивности составляет основу понятия «сила воли». Сила воли — это деятельная сторона разума и морального чувства человека. Так как волевое усилие без необходимости не проявляется, его санкционирует сознание, а направляет волевую активность моральное чувство, нравственные убеждения. Важно отметить, что один и тот же человек в разных ситуациях ведет себя как волевой или безвольный.
Содержание и значение клинических основ специальной педагогики
1. Клинические основы специальной педагогики — это совокупность основных знаний медицины и биологии человека (Б.А. Архипов). Они позволяют: увидеть биологические и социальные причины возникновения отклонения и развитии; понять сущность повреждений в организме и особенности развития ребенка с отклон ...
Возрастные особенности
волевых проявлений у детей младшего школьного возраста
Воля воспитывается в условиях реальной жизни человека, и начинается этот процесс с момента нашего рождения. Как известно, воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия. В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль игра ...
Понятие интереса в педагогике. Теоретические подходы к пониманию интереса и
его роли в обучении
Проблема интереса очень широко исследуется в современной психолого-педагогической литературе, но, несмотря на это, он остается одной из не до конца изученных категорий. Так, например, до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями. Сложность феномена ...