Общее понятие воли. Характеристика волевых качеств личности

Страница 3

Не каждое проявление воли является педагогически целесообразным. Важно учитывать, на что направлена воля учащегося. Например, упорство может принимать негативную форму упрямства. Кроме того, мотивами проявления воли могут быть не коллективистические, а эгоистические устремления школьников. Часто они совершают нелепые, а порой и опасные для жизни и здоровья поступки с одной лишь целью - доказать себе и другим, что они волевые. Эти действия учащихся надо пресекать, разъясняя, в чем состоит истинный смысл героизма, мужества [8, с. 152].

Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий. Но чаще всего оно связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают двух видов - внешние и внутренние.

Внешние - это независящие от человека объективные препятствия и трудности на пути к цели. Их преодоление показывает, насколько человек умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. Воля - психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Преодоление препятствий требует так называемых волевых усилий - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Объективный показатель воли человека, по мнению Г. К. Селевко [13, с. 87], - величина препятствий, которые он способен преодолеть.

Таким образом, под волей понимается способность человека, проявляющаяся в самодетерминации саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Итак, волевой процесс связан с мотивационной сферой, побуждениями, желаниями, которые становятся осознаваемыми целями поведения, т. е. волевое поведение является результатом сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.

Страницы: 1 2 3 

Классические шкалы оценки знаний
Классическая теория тестирования (Clasical Test Theory — CTT) изначально создана для интерпретации диагностических процедур. Эта теория создавалась под чисто прикладные задачи, поэтому некоторые предположения, используемые в основаниях этой теории, необходимо прояснить, тем более что в литературе э ...

Творческая деятельность школьников на уроках информатики. Развитие творческой активности
В данном параграфе проведен анализ компонентов творческой деятельности учащихся на уроках информатики. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не тол ...

Формы и методы контроля знаний
Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. В соответствии с задачами, содержанием и принципами обучения методы контроля должны обеспечить: - достаточно полное, точное и оперативное получ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru