Общее понятие воли. Характеристика волевых качеств личности

Страница 3

Не каждое проявление воли является педагогически целесообразным. Важно учитывать, на что направлена воля учащегося. Например, упорство может принимать негативную форму упрямства. Кроме того, мотивами проявления воли могут быть не коллективистические, а эгоистические устремления школьников. Часто они совершают нелепые, а порой и опасные для жизни и здоровья поступки с одной лишь целью - доказать себе и другим, что они волевые. Эти действия учащихся надо пресекать, разъясняя, в чем состоит истинный смысл героизма, мужества [8, с. 152].

Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий. Но чаще всего оно связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают двух видов - внешние и внутренние.

Внешние - это независящие от человека объективные препятствия и трудности на пути к цели. Их преодоление показывает, насколько человек умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. Воля - психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Преодоление препятствий требует так называемых волевых усилий - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Объективный показатель воли человека, по мнению Г. К. Селевко [13, с. 87], - величина препятствий, которые он способен преодолеть.

Таким образом, под волей понимается способность человека, проявляющаяся в самодетерминации саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Итак, волевой процесс связан с мотивационной сферой, побуждениями, желаниями, которые становятся осознаваемыми целями поведения, т. е. волевое поведение является результатом сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.

Страницы: 1 2 3 

Основы государственной образовательной политики
В 1990-е гг. российское государство занимало пассивную позицию по отношению к историческому образованию. В первое десятилетие новой российской государственности эти проблемы, в сущности, игнорировались руководством страны, преобладало суждение, что государство не должно вмешиваться в вопросы опреде ...

Функции языка
Главные функции: Коммуникативная - орудие общения, обмена мыслями. Мыслеформирующая - как говорит Выготский Л.С. - мысль не просто выражается в слове но и совершается в слове. Познавательная Кроме этого можно выделить другие частные функции языка: - сохраняющая опыт поколений и передающая его следу ...

Наглядность в обучении праву
Еще в XVII в. известный чешский педагог Ян Коменский (1592—1670) доказал, что в процессе обучения большую роль играет так называемый принцип наглядности, который позволяет ребенку быстрее запомнить и понять даже самое сложное явление. Он писал: «Начало познаний необходимо всегда вытекает из ощущени ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru