Не каждое проявление воли является педагогически целесообразным. Важно учитывать, на что направлена воля учащегося. Например, упорство может принимать негативную форму упрямства. Кроме того, мотивами проявления воли могут быть не коллективистические, а эгоистические устремления школьников. Часто они совершают нелепые, а порой и опасные для жизни и здоровья поступки с одной лишь целью - доказать себе и другим, что они волевые. Эти действия учащихся надо пресекать, разъясняя, в чем состоит истинный смысл героизма, мужества [8, с. 152].
Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий. Но чаще всего оно связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают двух видов - внешние и внутренние.
Внешние - это независящие от человека объективные препятствия и трудности на пути к цели. Их преодоление показывает, насколько человек умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. Воля - психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Преодоление препятствий требует так называемых волевых усилий - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.
Объективный показатель воли человека, по мнению Г. К. Селевко [13, с. 87], - величина препятствий, которые он способен преодолеть.
Таким образом, под волей понимается способность человека, проявляющаяся в самодетерминации саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Итак, волевой процесс связан с мотивационной сферой, побуждениями, желаниями, которые становятся осознаваемыми целями поведения, т. е. волевое поведение является результатом сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.
Задачи детского сада по формированию словаря детей
Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возмо ...
Организация, проведение и основные результаты подготовительного этапа
эксперимента
Подготовительный этап эксперимента был проведен во вторых классах средней образовательной школы № 56 ст. Варениковской. Классный руководитель 2 «А» - Бабич Г.В. Количество учащихся в классе – 23 человека: девочек – 13, мальчиков – 10. Классный руководитель 2 «Б» - Ткаченко Л.Г. Количество учащихся ...
Особенности работы с детьми с ОВЗ
Проблема воспитания и обучения детей-инвалидов на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Этот подход может найти специалист. Деятельность педагога включает в себя две основные характеристики: субъективную и объективную. К субъективным характеристикам относятся его личн ...