После реализации коррекционно-развивающей программы были проведены те же диагностические методики, в тех же условиях, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Данные по методике «Лесенка» после программы.
В гистограмме показано, что самооценка у детей выросла, а это говорит о том, что дети стали комфортнее ощущать себя в коллективе; у детей наблюдается открытость в общении; прослеживается дружелюбная обстановка в коллективе.
Также это видно и по результатам наблюдения, что показано на рисунке.
Данные наблюдения по взаимодействию детей в группе после проведения коррекционно-развивающей программы.
На гистограмме видно, что негативного отношения к сверстникам уже нет, а вот показатель позитивного отношения увеличился. Таким образом, у детей появилось желание привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, появилось желание и готовность ребёнка воспринять действия сверстника и откликнуться на его предложение. Также дети научились замечать пожелание и настроение сверстника. В целом можно сказать, что у детей складываются благоприятные межличностные отношения между сверстниками.
Затем был проведён сравнительный анализ с помощью метода математической статистики по критерию Вилкоксона, для того, чтобы увидеть имеются ли значимые различия между показателями.
Все полученные результаты были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS версия 11.5 for Windows. Использовались методы непараметрической статистики, т.к. они не зависят от характера распределения данных: тест для связных выборок Вилкоксона.
Был проведен сравнительный анализ изучаемых показателей в экспериментальной группе до и после реализации программы по тесту Вилкоксона. Были получены достоверно значимые сдвиги по показателям позитивное отношение к сверстникам, итоговые подсчёты, взаимные выборы сверстников и друзья, что представлено в (таб. 1, рис. 1).
Таб. 1. Динамика изменения показателей в экспериментальной группе до и после программы
|
Показатели |
Среднее значение |
уровень значимости | |
|
до |
после | ||
|
1 позитивное отношение |
4,81 |
8,1 |
р≤ 0,05 |
|
2 негативное отношение |
0,29 |
0,1 |
р> 0,05 |
|
3 итог |
5,19 |
8,19 |
р≤ 0,05 |
|
4 взаимный выбор |
3,67 |
5,67 |
р≤ 0,05 |
|
5 отношение к самому себе |
5,1 |
6,0 |
р≤ 0,05 |
|
6 друзья |
4,67 |
4,43 |
р> 0,05 |
|
7 друзья |
6,4 |
5,71 |
р≤ 0,05 |
|
8 друзья |
6,88 |
6,79 |
р> 0,05 |
Показатели
|
1 позитивное отношение |
4 взаимный выбор |
7 друзья |
|
2 негативное отношение |
5 отношение к самому себе |
8 друзья |
|
3 итог |
6 друзья |
Особенности межличностных отношений старших дошкольников
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и ва ...
Проведение пробно-поискового эксперимента
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. По данным исследований, в памяти человека остается часть услышанн ...
Методы формирования
самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских
На уроках для формирования самоконтроля используются различные методы обучения. Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции. ...