После реализации коррекционно-развивающей программы были проведены те же диагностические методики, в тех же условиях, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Данные по методике «Лесенка» после программы.
В гистограмме показано, что самооценка у детей выросла, а это говорит о том, что дети стали комфортнее ощущать себя в коллективе; у детей наблюдается открытость в общении; прослеживается дружелюбная обстановка в коллективе.
Также это видно и по результатам наблюдения, что показано на рисунке.
Данные наблюдения по взаимодействию детей в группе после проведения коррекционно-развивающей программы.
На гистограмме видно, что негативного отношения к сверстникам уже нет, а вот показатель позитивного отношения увеличился. Таким образом, у детей появилось желание привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, появилось желание и готовность ребёнка воспринять действия сверстника и откликнуться на его предложение. Также дети научились замечать пожелание и настроение сверстника. В целом можно сказать, что у детей складываются благоприятные межличностные отношения между сверстниками.
Затем был проведён сравнительный анализ с помощью метода математической статистики по критерию Вилкоксона, для того, чтобы увидеть имеются ли значимые различия между показателями.
Все полученные результаты были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS версия 11.5 for Windows. Использовались методы непараметрической статистики, т.к. они не зависят от характера распределения данных: тест для связных выборок Вилкоксона.
Был проведен сравнительный анализ изучаемых показателей в экспериментальной группе до и после реализации программы по тесту Вилкоксона. Были получены достоверно значимые сдвиги по показателям позитивное отношение к сверстникам, итоговые подсчёты, взаимные выборы сверстников и друзья, что представлено в (таб. 1, рис. 1).
Таб. 1. Динамика изменения показателей в экспериментальной группе до и после программы
Показатели |
Среднее значение |
уровень значимости | |
до |
после | ||
1 позитивное отношение |
4,81 |
8,1 |
р≤ 0,05 |
2 негативное отношение |
0,29 |
0,1 |
р> 0,05 |
3 итог |
5,19 |
8,19 |
р≤ 0,05 |
4 взаимный выбор |
3,67 |
5,67 |
р≤ 0,05 |
5 отношение к самому себе |
5,1 |
6,0 |
р≤ 0,05 |
6 друзья |
4,67 |
4,43 |
р> 0,05 |
7 друзья |
6,4 |
5,71 |
р≤ 0,05 |
8 друзья |
6,88 |
6,79 |
р> 0,05 |
Показатели
1 позитивное отношение |
4 взаимный выбор |
7 друзья |
2 негативное отношение |
5 отношение к самому себе |
8 друзья |
3 итог |
6 друзья |
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда р ...
Основные направления работы над предложением на уроках
развития речи в школе для слабослышащих
Усвоение лексики и овладение выражением смысловых отношений протекают в процессе развития связной речи, прежде всего в составе предложений различных функциональных типов и конструкций. Что касается первой характеристики, то имеются в виду различия предложений по цели (функции) высказывания: побудит ...
Обоснование и выбор методик
исследования
Процесс обучения в вузе предоставляет возможности для формирования профессиональной направленности студента, т.е. развития тех психических свойств и качеств, которые оказываются объектами социальных и профессиональных воздействий в данных условиях. К ним относят адекватный выбор профессиональных пр ...