Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями позволяют добиться решения основных задач развития творческого потенциала личности: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
В исследованиях, направленных на изучение образовательного процесса [5,6,7], доказано что дальнейшее совершенствование обучения не может быть осуществлено при ориентации на один, пусть даже очень эффективный, психолого – педагогический принцип. В современных условиях развития системы образования необходима реализация всей системы принципов, отбор и использование которых определяются спецификой самого продуктивного и творческого мышления, особенностями генетически заложенных способностей школьников.
Творческое обучение [3] считается и обучение проблемное, то есть, такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения задач–проблем под общим руководством учителя.
Также, анализируя различные научно-педагогические источники, под термином творческое обучение в разное время понимали:
обучение с использованием различных творческих игр, упражнений (например, с целью разрядки) [2];
развитие творческих способностей учащихся с помощью различных психологических подходов [1];
методика, при которой знания применяются в неожиданном контексте [4].
В.В.Шахгулари в своей работе о подготовке будущих учителей к творческой деятельности [25] отмечает, что «… очень многие творческие люди, особенно изобретатели, извлекают идеи из самых разных областей. Когда мы учимся чему-то, мы привязываем это знание к соответствующему контексту. Но если мы видим, как можно применить это умение в других обстоятельствах, наше понимание становится более глубоким». В процессе творческого обучения предусматривается решение различных проблемных ситуаций. Происходит формирование таких качеств как креативное мышление любознательность, эмоциональность, диалектичность, системность, вариативность, оригинальность, логичность, познавательной активности [1].
Процесс творческого обучения практически всегда носит поисковый, исследовательский характер. Именно выбор характера образовательной деятельности влияет на ее конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
В теории и практике обучения информатике недостаточно внимания уделяется организации творческого обучения учащихся. В основе данного направления обучения лежит постановка и решение самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли [2].
Однако в практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не позволяющие активизировать его мыслительную деятельность. По данным некоторых исследователей [5] лишь 10% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты охватывания. К этим задачам относятся и те, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, т.е. задачи творческого уровня.
Анализ школьной практики показывает, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко вызывают у школьников трудности. Такая ситуация возникает в результате того, что обучение решению нестандартных творческих задач, в массовой школе, практически отсутствует. Между тем еще немецкий педагог Дистервег –последователь Песталоцци писал, что «… больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны» [8]. Разумеется, увидеть объект изучения по–новому, не так, как все, и не так, как его рассматривали раньше, – очень не простая задача. Этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся с помощью использования системы познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска решения. Не рекомендуется подбирать творческие задачи персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой подход к индивидуализации формирует на уроке неравные условия и делит учащихся на способных и неспособных. Задания творческого характера должны предлагаться учащимся всего класса. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель может разглядеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал [8], что «… в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными». Уровень развития творческих способностей зависит от системы обучения в школе. Использование разнообразных методов обучения, в том числе и игровых, позволяет систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не столько заучивать, сколько мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Одним из значимых значений для развития творческих способностей является уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов [5] являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность, а значит оптимально строиться и весь процесс творческого обучения.
Классификация наглядных пособий по биологии
Основным методом изучения биологии в школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения. Средства наглядности на ос ...
Права и возможности профессорско-преподавательского
состава
Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны иметь доступ к библиотекам, которые имеют в наличии современную литературу, отражающую разные стороны той или иной проблемы. Они также должны иметь доступ к международным компьютерным сетям, спутниковым программам и базам данных, необход ...
Проблемы восприятия личностью культурно-досуговых программ
Восприятие личностью культурно-досуговой программы - это восприятие опосредовано прошлым социальным опытом, опытом в целом, чувствами, мыслями о сегодняшнем дне. Другими словами: в единстве сознания и деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленности происходит осуществление регуляции восприятия ...