Понятие творческой деятельности, пути и способы реализации творческой деятельности

Развитие образования » Обучение информатике в 9 классах средней школы на основе использования творческих задач » Понятие творческой деятельности, пути и способы реализации творческой деятельности

Страница 2

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями позволяют добиться решения основных задач развития творческого потенциала личности: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Подготовка к озп на предприятии приложение план подготовки.

В исследованиях, направленных на изучение образовательного процесса [5,6,7], доказано что дальнейшее совершенствование обучения не может быть осуществлено при ориентации на один, пусть даже очень эффективный, психолого – педагогический принцип. В современных условиях развития системы образования необходима реализация всей системы принципов, отбор и использование которых определяются спецификой самого продуктивного и творческого мышления, особенностями генетически заложенных способностей школьников.

Творческое обучение [3] считается и обучение проблемное, то есть, такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения задач–проблем под общим руководством учителя.

Также, анализируя различные научно-педагогические источники, под термином творческое обучение в разное время понимали:

обучение с использованием различных творческих игр, упражнений (например, с целью разрядки) [2];

развитие творческих способностей учащихся с помощью различных психологических подходов [1];

методика, при которой знания применяются в неожиданном контексте [4].

В.В.Шахгулари в своей работе о подготовке будущих учителей к творческой деятельности [25] отмечает, что «… очень многие творческие люди, особенно изобретатели, извлекают идеи из самых разных областей. Когда мы учимся чему-то, мы привязываем это знание к соответствующему контексту. Но если мы видим, как можно применить это умение в других обстоятельствах, наше понимание становится более глубоким». В процессе творческого обучения предусматривается решение различных проблемных ситуаций. Происходит формирование таких качеств как креативное мышление любознательность, эмоциональность, диалектичность, системность, вариативность, оригинальность, логичность, познавательной активности [1].

Процесс творческого обучения практически всегда носит поисковый, исследовательский характер. Именно выбор характера образовательной деятельности влияет на ее конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

В теории и практике обучения информатике недостаточно внимания уделяется организации творческого обучения учащихся. В основе данного направления обучения лежит постановка и решение самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли [2].

Однако в практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не позволяющие активизировать его мыслительную деятельность. По данным некоторых исследователей [5] лишь 10% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты охватывания. К этим задачам относятся и те, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, т.е. задачи творческого уровня.

Анализ школьной практики показывает, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко вызывают у школьников трудности. Такая ситуация возникает в результате того, что обучение решению нестандартных творческих задач, в массовой школе, практически отсутствует. Между тем еще немецкий педагог Дистервег –последователь Песталоцци писал, что «… больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны» [8]. Разумеется, увидеть объект изучения по–новому, не так, как все, и не так, как его рассматривали раньше, – очень не простая задача. Этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся с помощью использования системы познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска решения. Не рекомендуется подбирать творческие задачи персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой подход к индивидуализации формирует на уроке неравные условия и делит учащихся на способных и неспособных. Задания творческого характера должны предлагаться учащимся всего класса. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель может разглядеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал [8], что «… в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными». Уровень развития творческих способностей зависит от системы обучения в школе. Использование разнообразных методов обучения, в том числе и игровых, позволяет систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не столько заучивать, сколько мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Одним из значимых значений для развития творческих способностей является уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов [5] являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность, а значит оптимально строиться и весь процесс творческого обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Методические аспекты использования игры в обучении лексике
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра - особо организованное занятие, требу ...

Преподаватель как субъект Болонского процесса
Наряду со студентом - главным действующим лицом Болонского процесса, субъектом Болонского процесса выступает преподаватель. Обеспечение академической мобильности в Европе означает устранение всех препятствий свободному передвижению преподавателей, исследователей и административного персонала для ра ...

Педагогические условия формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Педагогические условия (дидактические средства)- орудия труда педагога и инструменты познавательной деятельности детей. Средства: - комплекты наглядно- дидактического материала для занятий; - оборудование для самостоятельных игр и занятий детей; - методические пособия для воспитателя и конспекты; - ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru