Экспериментальное исследование по выявлению влияния планирования и самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки проводилось при изучении предмета «Слесарное дело» на базе Череповецкого лесомеханического техникума им. В.П. Чкалова. Характеристика образовательного учреждения приведена в Приложении 1.
Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа:
1-ый этап - констатирующий эксперимент,
2 этап - формирующий эксперимент,
3 этап - заключительный констатирующий эксперимент.
Цели констатирующего эксперимента:
1. Выявить уровень самоконтроля учащихся;
2. Выбор экспериментальной и контрольной групп.
Методы, используемые нами на 1 этапе: тестирование, наблюдение, изучение текущей успеваемости учащихся.
Исследование проводилось в группе ЭМ-11, обучающейся по специальности «Техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования». Группа состоит из 30 учащихся в возрасте 17-18 лет, юноши. Группа для проведения практических занятий условно поделена на две подгруппы.
Профессиональная подготовка – совокупность специальных знаний, навыков и умений, качества трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии [49, с. 390].
Поэтому для изучения усвоения учащимися знаний и сформированности умений мы изучили текущую успеваемость учащихся по электротехнике, слесарному делу и черчению, так как эти предметы входят в профессиональную подготовку. Результаты текущей успеваемости учащихся по электротехнике и черчению представлены в приложении 2. Средний балл успеваемости учащихся по данным предметам представим в таблице 1.
Таблица 1
Успеваемость учащихся подгруппы 1 и подгруппы 2
|
Подгруппа |
Черчение (средний балл) |
Электротехника (средний балл ) |
Средний балл |
|
Подгруппа 1 |
3,33 |
3,27 |
3,3 |
|
Подгруппа 2 |
3,27 |
3,27 |
3,27 |
Полученные результаты представим на рисунке 1.
Рис. 1.Средний балл успеваемости учащихся подгруппы 1 и подгруппы 2
Анализ успеваемости показал, что в подгруппе 1 пять человек имеют средний балл успеваемости по черчению «4», в то время как в подгруппе 2 только четыре человека. По электротехнике в подгруппе 1 двое учащихся имеют средний балл успеваемости «4» и один «5». У учащихся подгруппы 2 четыре учащихся имеют средний балл успеваемости «4», со средним баллом успеваемости «5» нет ни одного человека. Анализ результатов успеваемости учащихся подгруппы 1 и подгруппа 2 по черчению и электротехнике представим в таблице 2.
Таблица 2
Текущая успеваемости учащихся подгруппы 1 и подгруппы 2
|
Средний балл успеваемости |
Черчение |
Электротехника | ||||||
|
подгруппа1 |
подгруппа2 |
подгруппа1 |
подгруппа2 | |||||
|
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
|
3 |
10 |
66,7 |
11 |
73,3 |
12 |
80 |
11 |
73,3 |
|
4 |
5 |
33,3 |
4 |
26,7 |
2 |
13,3 |
4 |
26,7 |
|
5 |
- |
- |
- |
- |
1 |
6,7 |
- |
- |
Задачи и содержание ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами
Задачи и содержание ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами отражены в программах по дошкольному воспитанию и обучению детей. Согласно письму МОН "Про організацію та зміст навчально-виховного процесу в дошкільних навчальних закладах – від 06 червня 2005 року № 1/ 9 – 30 ...
Вариативные модели адаптивной школы
Определение сущности адаптивной школы позволяет сделать вывод о том, что в реальной практике возможны любые модели ее построения на основе учета социокультурных и педагогических условий региона. Адаптивность школы в этом случае проявляется в ее способности устанавливать соответствие между спектром ...
Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного
подхода в обучении
Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию. По мнению Быстровой Е.А. [5], эта цель может быть достигнута через личностно ориентированное обучение, сущность которого состоит в с ...