Творческая деятельность школьников на уроках информатики. Развитие творческой активности

Развитие образования » Обучение информатике в 9 классах средней школы на основе использования творческих задач » Творческая деятельность школьников на уроках информатики. Развитие творческой активности

Страница 1

В данном параграфе проведен анализ компонентов творческой деятельности учащихся на уроках информатики.

Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика.

На уроке учитель работает со всем классом, но при этом должен видеть и понимать каждого.

Учитель на уроке – с одной стороны, сообщает, закрепляет, проверяет эффективность усвоения научных знаний, а с другой – находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные особенности, о которых говорилось выше (Глава I, §1.2.).

Анализ педагогической практики подтверждает, что современный урок стал очень гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств, и все же далеко не всегда урок остается результативным [6]. Урок ориентированный на развитие творческой и познавательной активности личности – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности [6].

Работа с субъективным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы, требует особых форм взаимодействия ученика с учителем. Он должен учитывать не только интеллектуальные, но и эмоционально–волевые, мотивационно – потребностные особенности каждого ученика старших классов. Ученик как носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, имеет возможность максимально использовать полученный опыт,

Основной замысел урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться не только усвоения материала, но и развития творческой активности.

Профессиональная позиция учителя заключается в знании и уважительном отношении к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. При подготовке к уроку учителю необходимо продумать не только, какой материал будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важной особенностью урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения материалом.

Учитель принимает на себя роль координатора, организатора диалога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ученика.

Важным является совместный поиск и анализ оптимальных условий решения проблемных задач. Это предполагает оценку на уроке не только того, что знают, умеют учащиеся, но и того, как они строят свою работу по освоению учебного материала, какими средствами при этом пользуются.

Одним из средств развития творческой активности является создание на уроках информатики таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся.

Учителя и ученики чаще всего почти ничего не знают об особенностях своих творческих возможностях, условиях их «использования» и развития. Поэтому, для активизации творческой деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее интересно, проблемном виде.

«Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать» – это пословица, которая как нельзя лучше иллюстрирует использование визуального подхода в обучении информатике. Но не менее важным является предоставленная возможность самостоятельно выполнить, то или иное теоретическое описание – в этом заключается деятельностный подход в обучении информатике. В этом случае, помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют и сормированность навыков и умений, и владение определенным набором знаний. Поэтому на уроках информатики необходимо приоритет сместить именно на формирование практических компетенций учащихся. Наиболее важным моментом выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов.

Безусловно, не всякую деятельность возможно или целесообразно трансформировать в проектную. Тогда в целях активизации использовать такие приемы [8]:

Страницы: 1 2 3 4

Общие принципы управления педагогическими системами
Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных фу ...

Проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогических вузах
Современная педагогическая и психологическая наука предполагает различные системы профессиональной подготовки студентов в зависимости от их индивидуальных возможностей и различий, и с учетом ряда других факторов. Сделать такое количество учебных программ, которое бы учитывало большинство из них, - ...

Анализ психолого-педагогической литературы
Период с 2 до 3 лет характеризуется интенсивностью физического и психического развития ребенка. При правильно организованной жизнедеятельности ребенка активно происходит развитие движений (И.А. Скворцов 1995; Ф.А. Богомолова, Ю.Ф. Кутафин 1998; Л.Н. Павлова 2000; Б. Спок, 2001; П. Спенсер 2002). Ро ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru