Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения

Развитие образования » Личность учителя глазами младшего школьника » Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения

Страница 1

В ходе данной работы также потребовалось выяснить, какими сведениями о портретной характеристике как жанре детского сочинения располагает современная научная литература, в чём заключаются особенности портретной характеристики как речевого произведения.

Изучение лингвистических источников показало, что в XVIII-XIX столетиях в периодической печати России сложился жанр, который в дальнейшем получил название зарисовка. В терминологическом значении этого слова лежит производное «рисунок, рисую, рисовать» [24, с.181]. Зарисовка – это изображение портрета человека, события, явления в жизни, окружающей нас действительности литературно-художественными средствами. Жанр зарисовки широко бытовал и в русской, и советской журналистике. Зарисовка являлась преддверием, предшественницей жанра.

Зарисовка – это промежуточный жанр, где сочетаются и репортажные приемы, и художественно-публицистические. Именно публицистичность, образность, богатство литературно-стилевых приемов и роднит зарисовку с очерком и позволяет говорить о зарисовке как малой форме очерка.

Исследователь жанра профессор В.П. Владимирцев из многообразия зарисовок, встречающихся на газетных полосах, выделяет такие виды зарисовки как:

а) портретные зарисовки;

б) событийная, или псевдорепортажная зарисовка;

в) зарисовка о природе (зеленая) [24].

По нашему мнению, можно выделить несколько видов зарисовки. В их числе:

а) этюды о природе;

б) портретные зарисовки;

в) публицистические зарисовки.

Портретная зарисовка – это материал, не только описывающий человека, но и исследующий внутренний, духовный мир человека, показывающий его особенности.

Определим, какова коммуникативная природа портерной зарисовки как типа текста, насколько полно в ней проявляются текстообразующие признаки.

Обратимся к анализу ключевого понятия данной части работы – «текст». Как следует из лингвистических источников, текст лишь недавно стал предметом активного изучения, поэтому общепризнанного определения этого понятия еще не выработано. Наиболее полным, по мнению большинства ученых, является определение текста, предложенное И.Р. Гальпериным. Согласно ему, «текст – произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единиц), объединенных разными типами лексической, грамматической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [с.18].

Анализируя данное определение, можно сделать вывод, что в тексте наиболее важны:

• связь с коммуникативной деятельностью, рассредоточенность во времени;

• графическая оформленность (связь с письменной речью, наличие сигналов кода, рассчитанных на зрительное восприятие).

• смысловая и формальная языковая завершенность.

Рассмотрим целостность текста портретной зарисовки. В лингвистике принято считать, что целостность обеспечивается единством описываемого объекта. Как известно, текст воспринимается как целое, отнесенное к ситуации. Кроме того, из изучения этого признака подчёркивается, что не текст состоит из отдельных компонентов, а компоненты выделяются из него. Учёные отмечают, что целостность текста обеспечивается лексическими средствами: оборотов, связанных с предметом речи. Сам предмет речи определяется мотивом и целью, которые ставит автор.

Страницы: 1 2 3

Классические шкалы оценки знаний
Классическая теория тестирования (Clasical Test Theory — CTT) изначально создана для интерпретации диагностических процедур. Эта теория создавалась под чисто прикладные задачи, поэтому некоторые предположения, используемые в основаниях этой теории, необходимо прояснить, тем более что в литературе э ...

Основные показатели продуктивного мышления
Решение задачи исследования творческого мышления предполагает выделение совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения этих знаний на практике. Для их обоснованного выделения следует пре ...

Анализ изложения темы «Сложное отношение точек. Полный четырехвершинник» в учебной литературе
Лекции по теме «Сложное отношение точек. Полный четырехвершинник» основываются на учебных пособиях следующих авторов: С.Л. Певзнер, В.Т. Базылев, К.И. Дуничев, Л.С. Атанасян, Н.В. Ефимов. Учебное пособие С.Л. Певзнера [10] носит название «Проективная геометрия». Учебное пособие содержит материал по ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru