Творческая деятельность школьников на уроках информатики. Развитие творческой активности

Развитие образования » Обучение информатике в 9 классах средней школы на основе использования творческих задач » Творческая деятельность школьников на уроках информатики. Развитие творческой активности

Страница 2

особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (заинтересованность в отметке; обозначение значимости практической деятельности как очередного этапа в решении более важных задач);

добавить в практическую деятельность игровой, соревновательный момент, тогда она обретет значимость (вместо ответа о графическом интерфейсе организовать театральное представление, где каждый из учеников будет играть свою роль, рассказывая свою “интерфейсную биографию»);

создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).

Крайне важно во всем этом не допустить ошибки: практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан. Наконец, для активизации творческой деятельности при изучении сложного или «скучного» материала, каким часто бывает, например, изучение программирования, с самого начала продемонстрировать результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал. Возникает вопрос как активизировать творческий интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий.

В этом случае необходимо задействовать межпредметные связи. Решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций животных в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда и т.д.).

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Освоение этого процесса заключается, прежде всего, в разнообразной самостоятельной работе учащихся, организованной в соответствии с особенностью интереса.

Ценным подходом для развития творческой активности выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности.

В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Средства информатизации все активнее проникают во все сферы образования, становясь инструментом эффективной подготовки компетентных выпускников, способных адаптировать полученные знания в современных социально-экономических условиях [4].

В обучении информатики (на уроках и внеурочно) необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проектный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно – исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся.

Одними из главных целей образования являются формирование творческого интеллектуального потенциала, общего культурного уровня учащихся, формирование личности способной к самопознанию, саморазвитию, самоопределению. Основной целью курса информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера. Современные дети не «боятся» компьютера и готовы осваивать его и дома, и в школе. Формы и методы организации обучения для достижения поставленных целей могут быть самыми разнообразными.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности [2].

Проблема мотивации обучения заключается в умении учить так, чтобы было интересно и ученикам и самому учителю. В этом случае изменяется роль учителя. Ему предназначается организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащегося, вооружать его методами и способами познания и добывания знаний, развивать умения применять их на практике [25]. И здесь на помощь приходят цифровые образовательные ресурсы.

Сегодня преподавателю информатики объяснять с мелом в руках, как работает Word, Excel или любая другая программа неэффективно. Работая на доске электронным маркером как мышью, применяя на уроке обучающие презентации и электронные учебники, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всему классу, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера. Одной из форм творческой работы на уроках информатики, учащихся является составление и отгадывание ребусов. И если учащиеся младших классов с увлечением отгадывают ребусы, то учащиеся старших классов получают не меньшее удовольствие от процесса его создания. Разгадывание или составление ребуса – это такая деятельность, которая мотивируется не результатами: дети получают удовольствие от самого процесса работы. А это важное условие формирования полноценной учебной деятельности и ,к тому же развития творческой логически мыслящей личности.

Страницы: 1 2 3 4

Типы билингвального обучения
Тип БО Цель Язык обучения Вид куррикулума Политичес-кий и социо-культурный контекст (средовый фактор) Аккультурационный Вытесняю-щий Аккультурация, врастание этнических меньшинств Второй (госу-дарственный, официальный, иностранный) Иммерсия, переходная программа Естественная Сох-раня-ющий в домини- ...

Профильная подготовка, её значение в правильном выборе профессии
Практико-ориентационные курсы их значение в проф. самоопределении. Профильная подготовка помогает формированию личности. Нам помогают сориентироваться во многих сферах деятельности различные учебные заведения, например, Центр Образования № 1. Профильная подготовка, а именно курс «психология самопоз ...

О сущности образования в «Школе жизни»
Для определения целей образования «Школы жизни» следует пояснить содержание базисных понятий - Воспитание и Образование, так как бережное воспитание открывает путь к правильному образованию. В теории гуманно-личностного подхода к детям содержание этих понятий подвергается обновлению: в них восстана ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru