Развитие академического образования как фактор повышения базовых основ мастерства специалиста культуры

Развитие образования » Определение роли профессионального мастерства специалиста культуры » Развитие академического образования как фактор повышения базовых основ мастерства специалиста культуры

Страница 1

Возникновение каждой специальности и соответствующей ей системы образовательной подготовки имеет некоторые предпосылки и факторы, влияющие на формирование идейно-методологической основы, или парадигмы, образования. Необходима осознанная социальная потребность в профессионалах определенного профиля, достаточно высокий уровень развития и четкая взаимосвязь науки и практики, сформированность научного знания и «методологии перевода научного знания в учебное» [3:44].

Культурологическое образование – относительно новое направление образовательной деятельности. Хотя элементы культурологического знания включались в программы подготовки по ряду специализаций преимущественно философского образования в СССР еще с 50-х гг., культурология, плохо совместимая с догматами марксистского истмата, не распространилась в советской образовательной системе.

На культурологию обратили внимание лишь в начале 1990-х гг., когда после вывода из образовательных программ вузов исторического материализма и научного коммунизма обнажилась очевидная лакуна в области обобщающего знания об историческом опыте, о месте человека в социуме. Было признано, что наиболее предпочтительно направление исследований общества и культуры, которое постепенно сложилось в советской науке в течение 1960-80-х гг. и получило название «культурология».

Главная сложность введения культурологии в систему высшего образования заключалась в том, что отечественная культурологическая наука представляла и до сих пор представляет собой эклектическую конструкцию из элементов многообразных зарубежных и отечественных теорий, концепций, идей, школ и направлений. Культурология синтезирует и творчески использует теорию и методику антропологии и социологии, истории и философии, искусствознания и эстетики, семиотики и мифологии и т.п.

Попыткой сведения этих разнородных составляющих в целостную систематизированную программу обучения теории и истории культуры явилась подготовка в 1992 г. первого Государственного образовательного стандарта по специальности Культурология. В том же году культурология наряду с социологией, политологией и правоведением была введена в образовательные программы всех вузов страны.

Наиболее последовательно феномен культурологического образования рассматривается в монографии профессора М.Г. Вохрышевой «Современные стратегии культурологического образования» [6:44]. Понимая культурологическое образование как «способ овладения культурой», в качестве основной отличительной черты культурологического образования автор выделяет его синтетичность и многозначность, многоуровневость, разнонаправленность возможностей профессионального и непрофессионального образования.

В сложившейся к настоящему времени терминологии под «культурологическим образованием» понимаются направление высшего образования по специальности Культурология, а также общеобразовательный курс культурологии, включенный в качестве обязательного в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебных планов всех вузов по всем специальностям по действующему Госстандарту высшего профессионального образования. В отличие от Номенклатуры специальностей научных работников, принятой Миннауки и ВАК РФ, где к культурологии помимо теории культуры и исторической культурологии отнесены исследования в области охраны и реставрации культурных объектов, а также прикладные культурологические разработки, в Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования и Государственном образовательном стандарте Российской Федерации культурология ограничена только областью фундаментальных знаний по теории и истории культуры, а квалификационные ориентации - подготовкой специалистов для научно-исследовательской, преподавательской и управленческой работы в культуре.

Страницы: 1 2 3 4 5

Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности
Проблеме мотивов и мотивации посвящено большое количество монографий В.П. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Дж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др На сегодняшний день отсутствует системный подход к рассмотрению процесса мотивации, взгляды на сущность мотив ...

Аскетическая установка
Здесь можно выделить две её основы: первая – отрицательное отношение к половой жизни как таковой, вторая – стремление уберечь ребёнка «до поры» от всяческих соблазнов. У родителей, чаще у матери, в силу различных причин складывается отрицательное отношение к половой жизни. Нередко оно связано с соб ...

Анализ проблемы в современной литературе
Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог – практик сегодня для повышения своего профессиональн ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru