Изучая формирование отечественного культурологического образования, можно отметить, что его становление и развитие началось с задач подготовки специалистов в сфере досуговой культуры, чьей основной профессиональной деятельностью стала организация и руководство художественной самодеятельностью как одного из видов организованного досуга. В 50-е годы ХХ в. на базе библиотечных вузов стали создаваться культурно-просветительные факультеты для подготовки организаторов и методистов клубного дела. В Московском государственном библиотечном институте такой факультет был организован в 1949 г., затем в 1951 г. открывается кафедра культурно-просветительной работы [5:64].
В конце 1960-х - начале 1970-х гг. открываются институты культуры в Челябинске, Краснодаре, Хабаровске, Казани, Кемерово, Куйбышеве, Барнауле, Перми, филиалы в Тамбове и Орле. В этих вузах уже изначально существовало два факультета – библиотечный и культпросветработы.
Начавшаяся в конце 1980-х г. перестройка по-новому поставила проблему реформирования образования в сфере культуры и искусства. Началось освоение мировой культурологической мысли, ознакомление с трудами зарубежных ученых, что повлияло на активизацию отечественной философии, эстетики, искусствознания в новых направлениях, с новых методологических позиций. К этому времени вузы культуры накопили значительный потенциал теоретико-методического знания, в них сформировались устойчивые исследовательские коллективы, проводились серьезные и многообразные по тематике и проблематике исследования сферы культуры. Назрела необходимость внесения изменений в содержание и качество подготовки специалистов, чьи функциональные возможности не ограничивались бы только организацией досуговой сферы. Остро встал вопрос подготовки теоретиков, историков, экономистов, менеджеров, социологов культуры.
Министерство культуры РСФСР в 1990г. уточнило наименование специальности Культурно-просветительная работа и организация самодеятельного творчества, разделив ее на специальность Культурология (с квалификациями: организатор-экономист социально-культурной сферы, социолог культуры, методист-организатор кино- и видеодела) и художественные специальности вузов искусств с присвоением педагогических квалификаций (дирижер хора (оркестра), педагог; режиссер театрального коллектива, педагог). Впервые прием на эти специальности был осуществлен в 1990-1991 учебном году в Московском, Ленинградском, Казанском, Челябинском, Куйбышевском, Пермском институтах культуры.
В Российском открытом университете в 1990 г. началось формирование факультета и кафедры искусствознания и культурологии. В 1995 г. на базе этого факультета была создана Высшая школа культурологии (ВШК) Московского государственного университета культуры (Минкультуры РФ) - единственное пока в России специальное учебное заведение, где ведется подготовка культурологов различных профилей и специализации [2:47].
В те же годы образуется и негосударственный Университет истории культур (УНИК), где развивается родственное культурологии филологическое образование с культурологическим уклоном (позднее это направление разовьет Московский Государственный лингвистический университет им. М.Тореза).
В числе основателей специального культурологического образования в стране следует назвать Г.В.Драча – в Ростове, С.Н.Иконникову – в Санкт-Петербурге, Г.И. Звереву, А.И. Арнольдова, Т.Ф. Кузнецову и А.Я. Флиера – в Москве.
Особенности лексической стороны речи
Серьезные недостатки наблюдаются у умственно отсталых школьников в лексике. В специальной литературе достаточно подробно освещена такая особенность речи учащихся вспомогательной школы, как ограниченность, бедность словарного запаса. Их речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающ ...
Современные проблемы высшего технического образования
В настоящее время кризис высшего технического образования, несмотря на усилия педагогического состава вузов, продолжает усугубляться. У истоков имеющегося кризиса имеется несколько причин: престижность и мода на образование гуманитарного и экономического направления; небольшое количество промышленн ...
Использование элементов модульно-редуктивной технологии на уроках
Педагогическому поиску технологии, способствующей развитию творческого потенциала ученика с целью превращения его в самостоятельно мыслящего, деятельного субъекта учебно-воспитательного процесса автор посвятил три года. 2008/2009 учебный год автор посвятил выбору темы и изучению библиографических и ...