Абстрагирование

Абстрагирование - мысленное отвлечение от ряда свойств предметов (явлений) и отношений между ними, либо выделение существенных свойств и отношений. [1]

Под абстрагированием понимается отвлечение от несущественных в данном исследовании свойств исследуемого объекта или же выделение у объекта свойства или совокупности свойств, которые должны стать предметом самостоятельного исследования. Например, изучая законы взаимодействия электрически заряженных частиц, можно абстрагироваться от их гравитационного взаимодействия, ибо оно во много раз слабее электромагнитного, т.е. пренебрегаем силами гравитационного взаимодействия, по сравнению с электромагнитным в физике - пренебрегают теми или иными свойствами, связями объекта, т.е. абстрагируются от отдельных свойств изучаемых объектов и явлений.

Абстрагирование обладает объективной основой. Действительно, явление, объект (предмет), процессы никогда не вступает одновременно во все возможные для него отношения, связи, взаимодействия. Поэтому оно не проявляет одновременно все свои свойства. Тем самым явления, объекты (предметы), процессы как бы абстрагируют сами себя.

Изучать абстрактном объекте, т.е. значит изучать объект, в которой интересующие нас свойства реального объекта не затемнены второстепенными свойствами и явлениями.

Всякое научное понятие есть абстракция. Оно всегда абстрагирует какую-либо сторону действительности, которая и фиксируется в понятии. Без абстрагирования теоретическое мышление невозможно. Абстрагирование - это движение мысли в глубь предмета, выделение его существенных моментов.

Вопрос о том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления и от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном случае решается в прямой зависимости прежде всего от природы изучаемого объекта и тех задач, которые ставятся практикой перед исследователем. Так, в механике выделяют массу тел и количественное выражение действующих сил, отвлекаясь от других физических свойств тел. Однако при этом необходимо учитывать, влияет ли распределение масс на характер его движения.

Но абстрагирование имеет свой предел, определяемый природой самих вещей, их свойств и отношений. Мы абстрагируемся от тех свойств, отношений, которые не являются определяющими для данного объекта, явления. Абстрагируясь от существенных свойств и отношений, мы можем потерять сам объект.

Например, если нам надо рассчитать объём воздушного шарика, то нам абсолютно не важно какого он цвета, где его надували, и каким газом он заполнен. Иными словами, при известной геометрии шара мы можем абстрагироваться от его физическими свойствами. Однако при прогнозировании полёта воздушного шара отвлечься от его механических и термодинамических параметров - невозможно.

Дидактические игры и упражнения по разделу “Ориентировка в пространстве”
На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространс ...

Проблема соотношения эстетического восприятия и художественного развития личности
Одной из основных является в педагогике проблема эстетического восприятия и художественного развития личности в условиях художественного коллектива. Данная проблема заключается в том, что участники художественного коллектива обязательно должны получать информацию эстетического характера для развити ...

Творческие способности и критерии творчества
Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка (В.А. Сухомлинский). Во второй половине 20 в. выдающимся психологом Л. С. Выготским было доказано, что в каждом ребенке залож ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru